Методы изучения личности в юридической психологии

Другое о психологии » Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология" » Методы изучения личности в юридической психологии

Страница 2

Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обыч­ные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т.д.).

Естественный эксперимент, который решает задачи психо­лого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно ве­лика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.

Различия между лабораторным и естественным экспери­ментом в настоящее время весьма условны и не должны быть абсолютизированы.

В юридической психологии этот метод применяется в качестве следственного эксперимента, целью которого является проверка определенных психофизиологических качеств участников уголовного процесса.

Одним из самых распространенных методов в юридической психологии является беседа. Он состоит в получении необходимой информации в процессе коммуникации. В беседе выявляются отношения человека к людям, социальным ценностям, событиям, фактам, собственному поведению, интересы, личностные особенности поведения и т.д.

В практической деятельности юристов применение беседы в условиях процессуальной деятельности является необходимой частью расследования.

В юридической психологии широко используется биографический метод, который состоит в сборе и анализе материалов, характеризующих жизненный путь человека. Источником биографических сведений могут быть:

- сообщения самого участника процесса о различных периодах его жизни, поведении

- сообщения родственников, знакомых, сослуживцев

- различные документы: дневниковые записи, переписка, характеристики, заявления, жалобы, материалы уголовного дела и т.п.

Изучение жизненного пути не требует от сотрудников специальных познаний в области психологии и использования научных методов обработки результатов.

В юридической психологии используется и метод анализа продуктов и результатов деятельности, т.е. изучение результатов физического или интеллектуального труда. По продуктам деятельности можно судить об интересах личности, ее профессиональных умениях, способностях и др. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт, но по существу объек­том изучения оказываются психические процессы, реализую­щиеся в результате действия. Так, в детской психологии нема­лую роль играет изучение детских рисунков.

Безусловно, в юридической практике, этот метод применяется при анализе следов преступления, способа, места и времени совершения преступления. Особенности результатов преступной деятельности устанавливаются по результатам осмотра места происшествия, изучения протокола осмотра места происшествия, заключения экспертов, допросов участников процесса.

Нередко используется метод обобщения независимых характеристик, который заключается в сборе и последующем анализе устных и письменных показаний различных лиц об изучаемой личности. Этот метод позволяет выяснить черты характера, мотивы, способы достижения целей, места личности в социальных группах.

Наряду с устными сообщениями официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются: характеристики с места работы, учебы, места жительства, старые уголовные дела, личные дела заключенных, акты судебно-психологических экспертиз и др.

При использовании данного метода следует учитывать важное обстоятельство: отдельные имеющиеся характеристики могут быть неполны, односторонни, в значительной степени субъективны - отражать отношения конкретного человека к данному лицу.

Все это обязывает сотрудника с исключительной осторожностью использовать каждую характеристику, подвергая ее тщательному анализу. Запрашивая характеристики, сотруднику целесообразно указывать, какие сведения о личности должны в них содержаться.

Тест - это кратковременное задание, выполнение которо­го может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выяс­нить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некото­рые качества личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии и т.д. Психологи­ческие тесты применяют, когда надо, например, выяснить степень психологической подготовленности космонавта к космическому полету, когда необходимо установить, как усвоили знания испытуемые в экспериментальной группе, где использовались особые приемы обучения, и во многих других случаях.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Мотивация достижения успеха и избежания неудач.
Из предыдущих глав становится понятным, что мотивационная сфера человека очень сложная структура. Её становление происходит в течении всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет зависи ...

Сущность конфликта, его типы и функции
В литературе по конфликтам можно выделить некоторые работы, в которых наиболее полно представлены подходы к анализу конфликтов, с целью вмешательства. В них раскрываются: - аналитическая схема исследования конфликтов[1]; - типология кон ...

Функциональные состояния человека
Эмоциональные состояния. Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизио ...