Методы изучения личности в юридической психологии

Другое о психологии » Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология" » Методы изучения личности в юридической психологии

Страница 1

Наблюдение становится методом психологического изуче­ния лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению приро­ды этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь реги­страции фактов, а в научном объяснении их причин.

Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыски­вает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения, прежде всего, своей случайностью, неорганизованностью и бесплано­востью. В них редко производится учет всех существенных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Однако житейские наблюдения, ввиду того, что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседнев­ный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психоло­гической мудрости. Бесчисленные житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках и представляют определенный интерес для изучения.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житей­ского предполагает необходимый переход от описания наблю­даемого факта поведения к объяснению его внутренней психо­логической сущности. Формой этого перехода является гипо­теза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или оп­ровержение - дело дальнейших наблюдений. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению явля­ется наличие четкого плана, а также фиксирование получен­ных результатов в специальном дневнике.

Наблюдение может быть включенным (непосредственным), когда наблюдающий сам включен в деятельность, в процессе которой ведется наблюдение, и невключенным (опосредованным), когда наблюдатель является лицом посторонним.

При использовании метода наблюдения в условиях процессуальной деятельности всегда следует помнить, что здесь человек наблюдается в необычной для него обстановке, нередко при стремлении с его стороны скрыть свои действительные свойства личности. Предметом наблюдения могут быть, как сам человек, так и его одежда, условия жизни, работы, мимика, жесты, выражение лица, речь и т.д.

Как уже отмечалось, выделяют непосредственное наблюдение и опосредованное. В юридической психологии примером первого вида могут являться наблюдения оперативного работника. Следователя, судьи. В этом случае результаты не могут быть зафиксированы процессуально, они не отражаются в материалах уголовного дела, не могут быть использованы в качестве доказательного материала, но являются необходимой частью работы сотрудника, и чаще всего фиксируются в личных рабочих материалах.

Опосредованное наблюдение в юридической психологии имеет место в тех случаях, когда сведения о наблюдении получают от других лиц.

Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания - это эксперимен­тальный метод. Завоевавший права в психологии лишь на протяжении последних ста лет, он в настоящее время служит основным поставщиком психологических знаний и основани­ем для многих теорий.

В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства иссле­дователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь соз­дает условия, в которых психический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент.

Характерный признак лабораторного эксперимента - не только то, что его проводят в лабораторных условиях с по­мощью специальной психологической аппаратуры и что дей­ствия испытуемого определяются инструкцией, но и отноше­ние испытуемого, который знает, что над ним идет экспери­мент (хотя, как правило, не знает, в чем его сущность, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабора­торного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д.

В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психо­логические стороны деятельности, которую выполняет чело­век в привычных условиях (так, в эксперименте могут быть смоделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых испытуемый, летчик по профессии, должен принимать осмысленные решения, выполнять слож­ные, требующие высокой степени координированности дви­жения, реагировать на показания приборов и т.д.).

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии
Привлечение психологии труда к решению практических задач вызвано, в частности, тем, что разные люди с разной степенью успешности овладевают профессией, с разной успешностью справляются со своими профессиональными задачами. Развитие профе ...

Исследование специфики сенсорного действия при решении задачи различения
Проблематика изучения сенсорной чувствительности претерпела существенную эволюцию за более чем вековую историю своего существования. Тем не менее, при несомненной значимости таких исследований, в психофизике до сих пор преобладает традици ...

Организация и методы исследования
Мы предположили, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей. И для проверки данной гипотезы провели экспериментальное исследование на базе МАРГТУ. В исследовании приняли участие 40 студентов ...