Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. Основой современной психологии является теория отражения
. Ее основные положения:
- субъективный образ объективного мира;
- продукт высокоорганизованной материи - мозга;
- орган управления поведением и деятельностью человека.
Психика выполняет две функции: отражательную /возникновение образа, представления об окружающем мире/ и регулятивную /конкретная регуляция поведения человека/.
Психика человека отражает действительность не зеркально и пассивно, она действует на основе приобретенного опыта, знаний, умений и навыков, изменяя отображаемое и изменяя, в конечном счете, себя. Психика регулирует деятельность человека, но и сама развивается в процессе этой деятельности.
Итак, психики – это субъективное отражение объективной действительности, на основе которого осуществляется регуляция поведения.
Существуют различные формы и уровни психического отражения
, характерные для разных ступеней развития - инстинкты, навыки и интеллект.
Среди уровней психики выделяют бессознательный (сновидения, гипноз, аффект, непроизвольные процессы), подсознательный (установка, навыки) и сознательный.
Высшей формой психического отражения является сознание
. К существенным признакам сознания относятся:
- совокупность знаний о мире
- обобщенное отражение действительности
- возможность целеполагающей деятельности, предвидение будущего результата, событий
- различие субъекта и объекта
- возможность развития самосознания.
Самосознание– это система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с окружающим миром. Это образ собственного «Я». Он включает следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой.
В структуру самосознания обязательно входит оценка личности самой себя. Выделяют следующие виды самооценки: адекватная (высокая и низкая) и неадекватная (завышенная и заниженная).
Самооценка свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Самооценка влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими. Так, слишком завышенная самооценка может говорить не только о незавершенном процессе формировании личности, но и о серьезных отклонениях от психической нормы.
Человек с завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможности, что служит иной раз причиной конфликтных отношений с окружающими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее признание, на более высокий социальный статус.
Заниженная самооценка также оказывает негативное влияние на формирование личности только в ином направлении, способствуя формированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге – появлению комплекса неполноценности.
Психическое отражение может проявляться в различных психических явлениях. Все психические явления делятся на три группы:
1. психические процессы
2. психические состояния
3. психические свойства
Психический процесс – это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психические процессы подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые.
Психическое состояние – это функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных качеств.
Психические состояния могут быть:
- кратковременными
Больше по теме:
Ассертивность как условие эффективного общения
На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности ...
Совершенствование.
Упражнение 8.1.
Выключите телевизор, предварительно на месте экрана повесив белую бумагу или просто закрыв экран. Хорошо, если это будет увлекательный детектив. Попробуйте увидеть (вообразить), что происходит на экране, почувствовать зап ...
Поисковый прогноз
Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами.
Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, необходимых для функционирования как общественн ...

