Понятие и признаки дезорганизации

Дезорганизация, на наш взгляд, является необходимым этапом развития любой системы, предшествующим состоянию бифуркации. В целом, дезорганизация – это нарушение порядка, то есть той стабильной основы, включающей иерархию, правила, принципы и т.д., на которой функционирует система. Порядок, как мы уже отмечали, есть такая мера соотношения между волевыми правилами и социокультурными нормами, которая обеспечивает наибольшую жизнеспособность организациям всех масштабов.

Порядок содержится в правилах. К ним относят:

— право, законы;

— подзаконные акты;

— уставы организаций и поселений;

— административный распорядок;

— функции подразделений и сотрудников;

— бизнес-процессы и технологии;

— кодексы фирм и сообществ;

— поведенческие нормы.

Происхождение таких правил может быть трояким, они бывают:

— заданные извне или по подчинению;

— договорные, т.е. выработанные совместно участниками взаимодействия;

— спонтанно

сложившиеся, привычно соблюдаемые[14].

Порядок необходим для того, чтобы снизить разнообразие элементов и состояний системы, а также чтобы не происходило столкновение различных интересов и намерений.

. Если хаос есть отсутствие порядка, то дезорганизация есть нарушение правил порядка.

Нарушение

происходит в следующих вариантах (по нарастающей):

— расшатывание порядка, когда границы правил становятся неопределенными, размываются и следование им трудно оценить, как и отклонение от них;

— несоблюдение порядка, когда некоторые правила не воспринимаются средой и переходят в разряд т. н. недействительного порядка;

— дезинтеграция порядка, когда одни участники взаимодействия следуют правилам, а другие нет или же руководствуются другими правилами;

— противоречивость порядка, когда одни правила исключают другие, исполнение одного означает нарушение другого;

— разрушение порядка, когда он отменяется фактически, отрицается

— самим поведением людей[15].

А.И. Пригожин также рассматривает различные виды патологий, которые приводят к нарушениям порядка. К ним он относит:

1. Патологии лидерства;

2. Патологии организаций;

1) Патологии в строении организаций;

2) Патологии в организационных отношениях;

3) Патологии в управленческих решениях;

4) Патологии управленческих команд;

3. Патологии инноваций;

1) Борьба с нововведениями;

2) Имитационные действия;

Мы не будем углубляться в каждую из патологий, потому конкретных примеров слишком много, чтобы осветить в данной работе. Считаем, что наиболее целесообразным будет рассмотрение различных видов патологий на примере уголовно-исполнительной системы.

Больше по теме:

Ассертивность как условие эффективного общения
На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности ...

Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна
И первоначальная теория фрустрации-агрессии, и теория посылов к агрессии Берковица трактуют агрессию как инстинктивную потребность, которая может быть ослаблена посредством агрессивного поведения. Зильманн (Zillmann, 1983a) утверждал, что ...

Учение о этических и дианоэтических добродетелях
Отталкиваясь от своих психологических представлений, Аристотель разрабатывает учение о этических и дианоэтических добродетелях (арете) как приобретенных свойствах души. Растительная душа вне сферы этики и дианоэтики. Этика как таковая кас ...