Дезорганизация, на наш взгляд, является необходимым этапом развития любой системы, предшествующим состоянию бифуркации. В целом, дезорганизация – это нарушение порядка, то есть той стабильной основы, включающей иерархию, правила, принципы и т.д., на которой функционирует система. Порядок, как мы уже отмечали, есть такая мера соотношения между волевыми правилами и социокультурными нормами, которая обеспечивает наибольшую жизнеспособность организациям всех масштабов.
Порядок содержится в правилах. К ним относят:
— право, законы;
— подзаконные акты;
— уставы организаций и поселений;
— административный распорядок;
— функции подразделений и сотрудников;
— бизнес-процессы и технологии;
— кодексы фирм и сообществ;
— поведенческие нормы.
Происхождение таких правил может быть трояким, они бывают:
— заданные извне или по подчинению;
— договорные, т.е. выработанные совместно участниками взаимодействия;
— спонтанно
сложившиеся, привычно соблюдаемые[14].
Порядок необходим для того, чтобы снизить разнообразие элементов и состояний системы, а также чтобы не происходило столкновение различных интересов и намерений.
. Если хаос есть отсутствие порядка, то дезорганизация есть нарушение правил порядка.
Нарушение
происходит в следующих вариантах (по нарастающей):
— расшатывание порядка, когда границы правил становятся неопределенными, размываются и следование им трудно оценить, как и отклонение от них;
— несоблюдение порядка, когда некоторые правила не воспринимаются средой и переходят в разряд т. н. недействительного порядка;
— дезинтеграция порядка, когда одни участники взаимодействия следуют правилам, а другие нет или же руководствуются другими правилами;
— противоречивость порядка, когда одни правила исключают другие, исполнение одного означает нарушение другого;
— разрушение порядка, когда он отменяется фактически, отрицается
— самим поведением людей[15].
А.И. Пригожин также рассматривает различные виды патологий, которые приводят к нарушениям порядка. К ним он относит:
1. Патологии лидерства;
2. Патологии организаций;
1) Патологии в строении организаций;
2) Патологии в организационных отношениях;
3) Патологии в управленческих решениях;
4) Патологии управленческих команд;
3. Патологии инноваций;
1) Борьба с нововведениями;
2) Имитационные действия;
Мы не будем углубляться в каждую из патологий, потому конкретных примеров слишком много, чтобы осветить в данной работе. Считаем, что наиболее целесообразным будет рассмотрение различных видов патологий на примере уголовно-исполнительной системы.
Больше по теме:
Чувство эмпатии и социализация личности
Итак, эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, ...
Человек как субъект познания
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собс ...
Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям
обучения
Методический комментарий
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраст ...