Концептуальная теория познания

Страница 1

Учитывая необходимость понятийной конкретизации и детализации терминов “познание” и “восприятие” в рамках концептуальной теории, ниже привожу их.

Когда конкретный Своспринимается личностью в пе´рвые, и когда, соответственно, у личности нету никакого эмоционального опыта связанного с ним то этот процесс я называю процессом познания, т.е. процесс понания личностью конкертной экзистенции.

Когда конкретный Своспринимается личностью повторно и если, соответственно, личность имеет определенный эмоциональный опыт связанный с ним то этот процесс я называю процессом восприятия, т.е. процесс воспринимания личностью конкертной экзистенции.

Теоретической основой концептуальной психопатологии и психотерапии является концептуальная теория познания. И для ее презентации я использую весьма простую формулу (Рис.1.), с помощью которой попытаюсь излажить суть концептуальной теории познания.

Рис. 1. Формула процесса познания

Во время процесса познания конкретного С,

личность

эмоционально переживает его (т.е. – С

) и на основе КСЛ

дает определенную оценку своим эмоциональным переживаниям/состоянию (О

). Конкретные эмоциональные переживания/состояние есть – Э

, a О –

есть когниция. После процесса познания, т.е. приобретения опыта, конкретный Э

отныне связывается ассоциативнo-концептуальными связями с конкретным О

. После чего опять же на основе КСЛ

устанавливает/выбирает конкретную морально-социальную норму (убеждение, мотив, принцип, закон) касательно О –

это и есть У

. И естественно, после этого следует сам процесс адекватной реакции – Р

. Количественные особенности которой (реакции) обуславливаются ТНС.

И после всего этого связанными ассоциативно-концептуальной связью оказываются уже не только конкретный Э

и О,

но еще и У

, тем самым

составляя вместе некую триаду, некий концепт, который в концептуальной психотерапии называют гештальт-концептом. А эта триада, как автономый концепт оказывается связанным ассоциативными связями с кокретными С

и Р.

Во время процесса восприятия конкретного С

, сразу же активизируется связанный ассоциативными связями гештальт-концепт. И с каждым разом бесконфликтоного процесса восприятия С

, все больше и больше укрепляется данный гештальт-концепт. Морфо-физическим основанием этого служат все более укрепляющиеся синаптические связи. Однако процесс восприятия, естественно, тоже истекает поэтапно. В момент воспринимания конкретного С

, после калибровки сразу же активизируется соответствующий Э

. В данном случае, в противоположнность процессу познания, в большинстве случаев активизация соответствующих О

и У

(членов конкретной концептуальной триады – гештальт-концепта) происходит/проистекает вне сознания, т.е. не осознается личностью. И поэтому часто первичная, или же называя по иному, традиционная оценка всегда дается автоматически.

Дополнительные разъяснения к формуле познания

Чтобы было более понятно, попробую представить формулу на конкретном примере. Ниже представлен пример Марии[1] – девушки лет 18 – которая первый раз в жизни попробовала “роупджампинг”[2]. Формула анализируется и приводиться в двух дескриптивных формах: феноменологичекое описание процесса и субъективное описание процесса. Для легкости восприятия представим все это в виде пошаговых операций (Таблица 1.).

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Психологическое заключение по результатам диагностического обследования
Диагноз: Дочь хочет большей самостоятельности. Мать этому мешает Подойти к обсуждению этого вопроса обычно несложно, поскольку за время беседы набирается довольно много высказываний типа “Без меня он ничего не сделает” или “Она этого не ...

Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая
Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразовани ...

Свойства внимания
Концентрированность внимания – означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация – это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Рас ...