Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу человека.

Другое о психологии » Биопсихосоциальная природа человека » Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу человека.

Страница 2

Социальные и биологические качества переплетаются в человеке, образуя единство.

То, каким будет человек, зависит от того, в каком обществе он воспитывался. И не только семья влияет на становление личности. Друзья, компания, школьный класс, рабочий коллектив – все это будет оказывать влияние на человека на протяжении всей его жизни.

Но на начальном этапе развития ребенка именно родители влияют на этот процесс. Например, если новорожденный ребенок попал в стаю животных, то его поведение будет напоминать поведение этих животных, и он никогда не станет настоящим Homo Sapiens. Таких детей называют «маугли».

Таким образом, проблема «природа и воспитание» основана на сходствах и различиях человека с животными. Биологическое наследование генов происходит по тому же принципу, что и у животных.

Но в процессе воспитания человек приобретает те качества, которые отличают нас от других животных. Имея разум, человек сознательно организует свою деятельность в отличие, например, от лошади, которая выполняет работу, но не осознает, что она делает.

В гармонии наследственных, т.е. природных и приобретенных в обществе качеств формируется человеческая душа. Таким образом, связываются три природы человека.

Человек – высокоорганизованное животное с точки зрения биологии. Биологическую природу человека изучают разные науки, входящие в состав биологии: генетика, анатомия, физиология, антропология. Генетика – наука о наследовании признаков, анатомия изучает строение, физиология – процессы, происходящие в организме, антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Все современные люди принадлежат к одному виду «Человека Разумного» - Homo Sapiens. Этот вид представляет собой совокупность популяций, дающих плодовитое потомство и обнаруживающих значительную изменчивость (полиморфизм), при том что все группы современного человечества находятся на одинаково высоком уровне своей биологической организации. Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан с окружающей природой. Об этом говорит наука экология, изучающая взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Организм человека имеет много признаков, общих с позвоночными, и особенно с млекопитающими: позвоночник, заменяющий хорду, 7 шейных позвонков, 2 пары конечностей рычажного типа, замкнутую кровеносную систему, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянную температуру тела, легкие, диафрагму, хорошо развитую нервную систему. Наиболее велико сходство человека с приматами. Большинство людей придерживается дарвиновской теории эволюции, которая говорит о том, что человек произошел от обезьян. Согласно критериям зоологической систематики человек относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammallia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae).

С точки зрения социологии просматриваются две основные модели поведения общественных систем, две основные формы социальных изменений — эволюция и революция. Представители эволюционной социологии (О. Конт, Г. Спенсер и др.) пытались доказать единство законов развития в физическом и социальном мирах. Спенсер, подобно биологам, различающим «высшие» и «низшие» по уровню организации организмы, представляет эволюцию как внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм. Основные источники развития социальных процессов — это противоречия и способы их разрешения. При этом выделяются противоречия антагонистические и неантагонистические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия, вооруженной борьбы. Социальная революция — способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в крайне неравновесном состоянии. Эволюция и революция – близкие по смыслу понятия: и то, и другое предполагает развитие, отличаются они тем, что эволюция предполагает постепенные изменения, а революция – скачкообразные изменения. С понятием эволюции мы сталкиваемся в биологии, а с понятием революции – в социологии. Таким образом, мы видим связь этих наук. Точно также и общество и природа оказывают влияние на человека, формируя в нем различные качества, которые сложно переплетаются между собой. Мы всегда можем ощутить на себе влияние общества. Все это формирует в нас систему взглядов на жизнь, направление мыслей, эмоции и т.д. Так у людей формируется понятие о «душе».

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Модель взаимодействия субъективной несправедливости и уровня контроля
Концепция субъективного уровня контроля Оллена-Гринбергера была значительно расширена и изменена Дж. Фишером и Р. Бэроном. Пожалуй, эта социально-психологическая концепция вандализма является наиболее разработанной. Она охватывает несколь ...

Формы и виды чувств.
Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачественен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства. Аффект - чрезмерно сильное и относительно кратковременное ...

Мышление как родовая способность человека
Термин "мышление" знаком каждому из нас. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "многие жалуются на ...