Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу человека.

Другое о психологии » Биопсихосоциальная природа человека » Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу человека.

Страница 1

Человек – существо биопсихосоциальное. На формирование личности оказывает влияние общество. Все, чем отличается человек от остального мира природы – разум, воля, характер, сознание, потребности, способности – формируются непосредственно в обществе. Культура человека оттеснила инстинкты, присущие животным.

Анализ человека неизбежно приводит нас к психогенетике. В психологии накоплены многочисленные доказательства важности социально-психологических факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия матери с новорожденным ребенком до положения человека в обществе. Но не всегда наблюдаемые различия в поведении (в реакциях людей на одни и те же процессы, различия в поведении детей раннего возраста и т.д.) объясняются прошлым человека. Отсюда, а также из общебиологических, эволюционных дисциплин встает задача новых, а именно биологических, «природных» основ вариативности психологических черт. На человека влияет окружающая природа, и человек влияет на природу, общество тоже влияет на человека. Карл Маркс говорил, что «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Но на самом деле, человек тоже оказывает влияние на общество.

Рассмотрим механизм размножения двух “родительских” особей путем сигнамии (оплодотворения) их репродуктивных клеток - ”материнской” гаметы (яйцеклетки) и “отцовской” гаметы (сперматозоида), каждая из которых является гаплоидом (одинарным набором непарных хромосом).

В процессе сигнамии образуется “родительская” зигота - оплодотворенная клетка, способная развиваться в новую особь с передачей наследственных признаков (генетической информации) от “родителей” их “потомкам”. Зигота, в отличие от гамет, является диплоидом, содержащим одну пару из двух неотличимых одна от другой хромосом, которые происходят от “родительских” гамет: одна от “материнской” гаметы, а другая от “отцовской” гаметы. Такие хромосомы называются гомологичными хромосомами. В гомологичных хромосомах для всех признаков имеется по два гена, называемых аллельными генами.

Зиготы, содержащие в аллельных генах гомологичных хромосом одинаковые аллели (АА или аа), называются гомозиготами, а содержащие разные аллели (Аа или аА), называются гетерозиготами.

В результате акта сигнамии аллели “родительских” гамет могут меняться местами в аллельных генах гомологичной хромосомы (конъюгация и кроссинговер).

Таким образом, при образовании зигот происходит независимое и случайное расхождение “родительских” генов по аллельным генам гомологичных хромосом зиготы независимо от того, у кого из родителей он присутствовал.

Так происходит наследование генов при размножении человека. При этом ребенок может унаследовать не только признаки обоих родителей, но и приобрести новые признаки при конъюгации и кроссинговере.

Но это еще не все. Человек не рождается умеющим говорить, ходить, думать, работать. Речь, интеллект, сознание, мировоззрение, потребности, способности, характер и др. – все эти качества души, отличающие нас от остального мира живой природы, формируются в процессе воспитания. Безусловно, родители играют главную роль в становлении личности ребенка, его воспитании. Чаще всего именно с родителями ребенок проводит большую часть времени. Не случайно говорят, что семья – ячейка общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Информационная теория эмоций.
Этот подход к проблеме эмоций принадлежит целиком павловскому направлению в изменении высшей нервной деятельности мозга. Павлов, формулируя свою исследовательскую стратегию, утверждал, что, прежде всего, важно понять психологически, а по ...

Виды алкоголизма
С медицинской точки зрения существует, как бы, три вида алкоголизма § Острое опьянение § Хронический алкоголизм § Белая горячка При остром опьяненииалкоголь, быстро всасываясь из желудка и поступая в кровь, действует, прежде всего, на ...

Уровни адаптации детей к школе
I. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилеже ...