Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.
Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:
1) проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;
2) проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
3) проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;
4) проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;
5) проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
6) проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;
7) проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
8) проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;
9) проблемное обучение формирует творческую личность.
Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый "стартовый" запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.
Больше по теме:
Коррекция и психологическая помощь при аномальном развитии
Наиболее востребованная сфера деятельности клинического психолога определяется факторами:
рост количества психологических трудностей развития детей, часто встречается возрастная симптоматика связанная с психологическими трудностями в рез ...
Валидность как цель
экспериментального контроля
В самом общем случае под валидностью эксперимента подразумевают все формы экспериментального контроля, обеспечивающие валидный, или достоверный, вывод. Однако контроль за выводами осуществляется и за пределами экспериментального контроля. ...
Валидность эксперимента
и валидность выводов
В целом о валидности эксперимента говорят, подразумевая все формы экспериментального контроля, направленного на обеспечение всех видов валидности. Результаты валидного эксперимента могут служить основанием достоверного вывода, если в цело ...