Чувство эмпатии и социализация личности

Другое о психологии » Анализ формирования эмпатии у студентов » Чувство эмпатии и социализация личности

Страница 3

Факторно-институционная модель (от латин. factor – «тот, кто делает, производящий»; іnstіtutum – «учреждение») включает в процесс социализации личности действие факторов, институтов и агентов. Различают мегафакторы (влияние солнечной активности, экологической обстановки в мире и т.п.), макрофакторы (тип государства, состояние войны или мира, демографическая ситуация и т.п.), мезофакторы (национальность, тип религии, идеология, которая властвует в СМИ, и т.п.), микрофакторы (семья, школа, соседи, ровесники, общественные организации, милиция и т.п.). «Институтами социализации» в данном случае являются группы людей. «Агентами социализации» выступают лица, которые осуществляют целенаправленное влияние на процесс развития человека, - родители, педагоги, тренеры и другие авториты. Эффективность действия факторно-институционной модели связанна с усилением или послаблением какого-нибудь фактора института или агента социализации.

Интеракционная модель (от англ. іnteractіon – «взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностного взаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон и не подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опыт взаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализация по типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения ограничивается или неправомерно суживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнего подъезда и т.п.). Реализация такой модели социализации часто наблюдается в учебных заведениях национальных землячеств [16, c.53].

Интраиндивидуальная модель (от латин. іntra – «внутри»; іndіvіduum – «отдельный человек»). Социализация личности происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. С одной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой - поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своей жизни, на самовоспитание. Такая модель социализации характерная для учреждений образования, сориентированных на раскрытие творческой индивидуальности каждого воспитанника (школы-интернаты для детей с ранней одаренностью и т.п.).

Суммируя все вышеизложенные можно сказать, что для развития эмпатии и социализации личности наиболее приемлемой является интеракционная модель. При этом очень важно не допускает чрезмерности развития чувства эмпатия у студентов, склонных к повышенной психологической чувствительности, так как это может привести к стрессу.

Таким образом, эмпатия является фактором мотивации и становления личности. Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Каждый человек обладает уникальным многоуровневым эмпатическим профилем личности, что помогает ему в социализации и в профессиональном росте.

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме:

О динамике акцентуаций характера
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера. Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях. На первом месте среди них стоят острые ...

Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности
Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося пов ...

Характер. Основные черты
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. В повседневной жизни человека обычно характеризуют как ...