Профессиональному самоопределению личности в последние годы уделяется все большее внимание. Основные причины этого связаны с расширением сфер мобильности личности: профессиональной, социальной и политической, где профессиональная сфера является основой. Это определяет необходимость изучения социальных ориентации и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, успешное осуществление деятельности, а также выбор последующей специализации в рамках конкретной специальности.
Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Студенты, благоприятно пережившие кризисы профессионального обучения становятся прекрасными специалистами, и это очевидно, поскольку в конфликте мотивов обучения побеждает мотив профессионализации, со всеми вытекающими из этого следствиями, связанными со спецификой волевого акта.
Актуальность данной работы определяется практической потребностью усовершенствования системы отбора и подготовки будущих специалистов. Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении студентов, так как именно в этот период продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку, и мотивируется профессиональное самоопределение.
Одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления межличностного взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной профессиональной социализации.
Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку эмоционально откликаться на чувства другого человека, соединиться с миром людей и не ощущать одиночества.
Огромная значимость эмоциональных отношений между людьми делает их предметом самого пристального внимания со стороны различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, литературоведения.
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.).
Цель работы: провести анализ сформированности эмпатии студентов различных специальностей.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования;
Подобрать диагностические методики;
Провести исследование, обработать результаты и сделать вывод;
Разработать рекомендации.
Объект исследования - личность студента.
Предмет исследования – эмпатия как личностное качество студента.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей.
Методы исследования:
Анализ литературы;
Тестирование;
Методы математической обработки.
База исследования: МАРГТУ, факультет управления и права, строительный, радиотехнический, и экономический факультеты.
Практическое значение работы состоит в разработке методик диагностики проявления и формирования эмпатии у студентов различных факультетов МАРГТУ.
- Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
- Чувство эмпатии и социализация личности
- Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вуза
- Организация и методы исследования
- Анализ результатов исследования
- Заключение
Больше по теме:
Этапы научной биографии
Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральнуюпроблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить т ...
Особенности психосексуального развития в юношеском возрасте
Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами специальной среды, субкультуры и т.д. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и дев ...
Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и
зарубежной психологии
Современный подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. Одна из первых работ, в которой вопросы, связанные с прогнозированием, получили свое научное освещение, - книга Г. Уэллса "Предвидения", изданная в 1901 г. В ...