Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Другое о психологии » Анализ формирования эмпатии у студентов » Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии

Страница 2

Т.П. Гаврилова на основании своих исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается [7, c.95].

Другой подход рассматривает эмпатию как эмоциональное состояние, возникающее у субъекта при виде переживаний другого человека [23, с.55]. Эмпатия в этом случае понимается как «проникновение в аффективные ориентации другого и определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания». Среди работ этого направления следует отметить исследования, подчеркивающие ведущую роль эмпатической эмоции, без которой невозможна постановка себя на место другого и благодаря которой осуществляется оказание помощи другому человеку.

При всем многообразии нюансов, в определениях данного понятия комбинируются, как правило, три аспекта эмпатии: отчетливое понимание чувств, мыслей, потребностей партнеров по общению, нравственно-эстетическое (или шире – ценностное) «вчувствование» в происходящие вокруг события и прочная аффективная сопереживающая связь с другими людьми.

Несмотря на несомненную сопряженность эмпатии с рациональными оценочными критериями и нравственной рефлексией, многие исследователи показали ее совершенную независимость от «академического интеллекта» и, в частности, от результатов IQ. Такой авторитетный знаток данной проблемы, как Д. Голмен, связывает эмпатию прежде всего с «эмоциональным интеллектом», хотя исходная многоплановость ее истоков также не вызывает у него сомнений [7, c.78]. В литературе небольшие разногласия по поводу определения эмпатии возникают вокруг того, какую именно долю в ее составе занимает эмоциональный резонанс и какую – когнитивные процессы. Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об эмпатии понятием «точной эмпатии», которое содержит больше чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента.

Важные идеи для формирования концепции нашего исследования заложили сторонники психоаналитических традиций (Х. Кохут, Р. Гринсон и др.), которые для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификации.

Х. Кохут считал эмпатию универсальной потребностью развития. Переживание младенцем эмпатического «отзеркаливания» заботящегося лица необходимая составляющая в развитии связного Я и, наоборот, травматические провалы в обеспечении эмпатического «отзеркаливания» играют критическую каузальную роль в развитии дефектов и патологии Я. Такие концепции как «настройка» между матерью и младенцем (В. Стерн) и «откликаемость» хотя и не идентичные, однако весьма соотносимые с эмпатией, были разработаны психологами в результате наблюдения за взаимодействием матери и младенца [5, c.76].

В отечественной науке на наличие эволюционных предпосылок этически окрашенного поведения людей, включая сочувственную поддержку, еще столетие назад обратил внимание видный социальный мыслитель П.А. Кропоткин: «Естественно, что . среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени» [20, c.37].

Из отечественных ученых нынешнего поколения вопрос о существовании у высших животных «протоэтических» эмоций, включая сострадание, поставил В.П. Эфроимсон в известной работе «Родословная альтруизма», а также в позднейшей монографии «Генетика этики и эстетики». По его мнению, в совершенно разных ветвях эволюционного дерева независимо друг от друга создавались многие будущие "человеческие" свойства, включая эмоции, которыми сопровождается общение [16, c.67].

Продолжая логику Кропоткина, Эфроимсон показал, что взаимное сочувствие, альтруизм, выливающийся при необходимости в помощь, обеспечивают сообществам громадные преимущества. Согласно его взгляду, «лишь детеныши стай, орд, родов, племен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направленными не только на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту коллектива в целом, на защиту молниеносную и инстинктивную, полусознательную и сознательную, имели шансы выжить». По этой причине «быстро росла та система инстинктов и эмоций, на которую опирается совесть» в нынешнем обществе [21, c.25].

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Мастерство педагогического общения
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое о ...

Наиболее типичные причины межличностных конфликтов
Анализу причин возникновения межличностных конфликтов посвящены многие исследования современных авторов[14]. Большинство из них указывают на две группы причин конфликтов: объективные и субъективные. Возможность конфликтов, справедливо по ...

Конгруентность и неконгруентность
Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), оп ...