Коммуникативный - предполагает наличие коммуникативной компетентности (вербальной и невербальной), которая реализуется в русле принятых норм и правил. Данный критерий вбирает в себя не только вербальную и невербальную стороны коммуникации (общения), но и поведенческую сторону. Коммуникативный аспект легко поддается диагностике и педагогическому взаимодействию. Его реализация - наиболее доступный и педагогически осуществимый путь развития толерантности. Ментальный - характеризует глубинные процессы личности, активность при принятии решений, способность к рефлексии, самонаблюдению, отражает систему ценностных ориентаций личности; проявляет себя в адекватном выборе способов деятельности в той или иной ситуации, [4,14].
Сущностные характеристики толерантности, выделенные философией, этикой и психологией играют методологическую роль в решении проблемы развития толерантности и позволяют выделить ведущие подходы. Ориентируясь на ценности в образовательном процессе, аксиологический подход определяет содержание образования, средства, формы, методы работы. Аксиологический подход определяет направленность активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание ценностей толерантности. Личностно-деятельностный подход определяет использование стратегий толерантного взаимодействия, учета и соблюдения баланса интересов субъектов деятельности, предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон.
В свете двух вышеупомянутых подходов, решающим принципом в основе развития ценностей толерантности является принцип диалога. Диалог рассматривается как специфическая форма социального взаимодействия, основанная на равенстве и свободе участвующих в нем сторон, направленная на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций. Особое значение приобретает иное, глубокое понимание диалога такое, как «вненаходимость» (М.М. Бахтин), «слушание-слышание» (А.У. Хараш), «доминанта на собеседнике» (А.А. Ухтомский), «другодоминантность» (Ю.В. Сенько), «творческий акт, порожденный духовной индивидуальностью» (В. Гумбольдт). Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. В структуре диалогического взаимодействия, как и в структуре толерантности, преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, отсутствие стереотипности в восприятии других, через гибкость мышления, умение видеть свою индивидуальность, умение адекватно оценивать свою личность. Поэтому диалогическое взаимодействие может рассматриваться как методологическая основа толерантности, [4,15].
Таким образом, толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения - проблема современного общества в области воспитания и развития.
Больше по теме:
Сказкотерапия как средство развития толерантности
К особенностям сказочного жанра, который способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся:
1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек ...
Предмет педагогики
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих ,- передать его следующему поколению.
Наука, изучающая закономерности передачи ...
Сопротивление культурным влечениям
Самоактуализированных людей нельзя назвать "адаптированными" в обычном понимании этого слова. Адаптация предполагает безоговорочное одобрение культуры и слепое отождествление с ней. Конечно, самоактуализированный человек существ ...