Теория эгрегоров

Страница 3

Поэтому залогом выживания эгрегоров является доступ к нашим архетипическим ценностям, а не потребностям. Эгрегоры не в состоянии повлиять на наши базовые потребности, потому что они присущи нам от рождения и социально не обусловлены. Единственное, что они могут сделать – это изменить архетипические понятия, или, что чаще, инструменты. Причем «переключают» инструменты как простых понятий – например, воду на Кока-колу или хлеб на чипсы, но и сложных. Эгрегор дорогой иномарки, к примеру, может удовлетворять потребность в аффилиации, экспансии – расширении чувственного опыта, потребность быть уважаемым и даже потребность в размножении.

Мы рассмотрели, как образуются эгрегоры. Теперь посмотрим, как взаимодействие с другими эгрегорами влияет на эволюции эгрегора[12]:

1) Каждое продуктивное участие эгрегора в процессе мышления человека пусть немного, но увеличивает роль его архетипического инструмента в удовлетворении потребностей данной группы. То есть эгрегоры соперничают за каждого своего «подопечного», им принципиально важно, как именно человек удовлетворит свою настоящую потребность. Точнее, важно, чтобы человек использовал именно их архетипический инструмент.

2) Более крупный эгрегор может поглотить более мелкий, то есть «забрать» его архетипический инструмент. При этом более мелкий продолжает существовать, но при этом теряет управление. Так произошло, когда эгрегор марксизма был поглощен эгрегором марксизма-ленинизма.

3) Успешный эгрегор развивается не только поглощая родственные эгрегоры, но и используя архетипы неродственной группы эгрегоров. Как это происходит, например, с эгрегором школы, открывшей в своих стенах спортивный, музыкальный кружок и клуб растениеводства.

4) Вторичные архетипические инструменты развитого эгрегора становятся архетипическими инструментами более мелких эгрегоров. Например, рэперская одежда является вторичным инструментом для культуры хип-хопа и первичным для производителей такой одежды.

5) Эгрегоры могут размножаться, порождая множество дочерних. Так, например, компания Microsoft породила множество дочерних компаний – производителей операционных систем и комплектующих к настольным компьютерам.

Итак, мы видим, что принципы функционирования эгрегоров очень похожи на принципы функционирования систем в синергетическом подходе. В частности, здесь применимы:

1) Принцип иерархии: эгрегоры подразделяются на высшие и низшие, более конкретные и абстрактные. Высшие эгрегоры подчиняют низшие и существуют за счет них.

2) Принцип объединения. Основной принцип образования эгрегоров: сумма энергии мыслей или желаний нескольких людей меньше, чем возникающий в результате их взаимодействия эгрегор.

3) Принцип открытости. Эгрегоры обмениваются друг с другом и с людьми энергией, причем в первом случае этот обмен имеет сопернический характер, а во втором случае – подчиняющий.

В заключение хотим отметить, что эгрегор не только паразитирует, но и выполняет положительные функции для человека. Как пишет Некрасов А., «Я считаю, что не нужно рассматривать эгрегор только как отрицательное явление. Как и любое явление, эгрегор имеет и положительные качества. Он несёт в себе объединяющее начало. Человек — существо социальное, и ему необходимы различные объединяющие мотивы, реализованные в различные формы. На сегодняшнем этапе развития общества без большинства эгрегоров существование человечества затруднительно»[13].

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Диагностика агрессивного поведения младших школьников
В исследовании приняли участие 85 школьников 2-х и 3х классов, всего 30 мальчиков и 55 девочек. Исследование проводилось на базе МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского района под руководством к.пс.н., доцента Вербиной Г.Г. и директора школы Ма ...

Этапы развития конфликта
Конфликт в своем развитии проходит, как правило, несколько этапов. Современный исследователь конфликта Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это ...

Влияние экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.
Еще в 80-е гг. социологи отмечали смещение чтения в досуге подростков на 4-5-е место. Ведущими мотивами обращения школьников к телевидению являются познавательный и рекреационно-развлекательный интересы. Круг телевизионных предпочтений де ...