Эгре́гор — термин, принятый в новых (нетрадиционных) оккультных и религиозных движениях. Несмотря на то, что доказательствами существования эгрегоров наука не располагает, мы считаем необходимым включить в данную работу основные теоретические положения, касающиеся эгрегоров, закономерностей их существования и влияния на людей, находящихся в их подчинении.
Каждый коллектив создаёт своеобразное энергоинформационное пространство, которое и определяет условия его существования и весь спектр взаимодействий, а также влияет на психоэмоциональное состояние каждого члена коллектива. В психологии его называют «коллективное бессознательное», «психоэнергетическое пространство», «социально-психологический климат» и т.д. Оно является совокупностью полей (бессознательного) каждого члена коллектива. И для науки, не имеющей методов объективного исследования данного пространства, его изучение в данный момент невозможно. Поэтому в данной работе мы ограничимся взглядами современных русских мыслителей относительно данной проблемы.
В нашем языке этот термин ввёл в обиход философ Даниил Андреев. Он даёт следующее определение: «Эгрегор — иноматериальное образование, возникающее из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами: племенами, государствами, некоторыми партиями и религиозными обществами. Они … обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности».
А.Н. Некрасов пишет, что эгрегоры всегда возникают, когда 2 и более человек мыслят в одном направлении (то есть стремятся достичь определенного состояния) или испытывают схожие эмоции. «Эгрегоры практически всегда, сознательно или неосознанно, используют энергию мысли, слова, действия. Традиции, праздники, обряды, ритуалы и другие подобные действия — всё это проявления эгрегоров»[9]. Чем тщательнее они разработаны и соблюдаются, тем больше в них энергии (однородной), и, следовательно, тем стабильнее энергоинформационная система. Однако, сначала дадим современное определение понятия «эгрегор».
Эгрегор
(др.-греч. ἐγρήγορ, «хранитель») — это устойчивый комплекс психоэнергетических взаимовлияний, неподконтрольных сознанию обычного индивидуума. Он обслуживает социальный узел, обладает свойствами самоподдерживаться, существовать очень длительные периоды времени и помимо сознания людей вносить коррективы в содержание их психики и мотивацию поведения.[10]
К эгрегорам можно отнести (по Некрасов А.у):
1. Сознательные природные образования (насекомые, птицы, животные), достигшие критической массы и, благодаря этому, приобретшие сознание и вошедшие в контакт с планетарным эгрегором. Сюда также относятся космические образования: планеты, звёзды, звёздные системы, галактики .
2. Сознательные природные образования, обретшие сознание с помощью человека (тотемы, святые места);
3. Сознательные образования второй природы, то есть, созданные человеком (храмы, дольмены, отдельные иконы и картины, большие города, организации, компании .);
4. «Коллективное бессознательное», психоэнергетическое образование, созданное семьёй, коллективом, народом;
5. Энергоинформационные объекты, связанные с идеями, желаниями, стремлениями людей, а также, с их страстями, пороками, болезнями;
Больше по теме:
Проблема агрессивного поведения ребенка на ранних этапах онтогенеза в
возрастной и педагогической психологии
Существенное значение уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агре ...
Подход, в центре которого помещается пациент
С точки зрения обучения подход, акцентирующий роль пациента, должен помочь практиканту взглянуть на мир с субъективной точки зрения пациента. Например, супервизор мог бы вместе с практикантом приступить к рассмотрению подробного описания ...
Нарушения поведения
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и ч ...

