Характерологические особенности темперамента

Страница 1

Сильный уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент).

У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания (быстрой реакцией на раздражители). Сангвиники отличаются высокой активностью, адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, живой, открытый взгляд. Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует сосредоточенности, терпения, могут так же быстро отступить, как и увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего подходит для них работа, требующая быстроты реакций и уравновешенности.

Позитивными характерологическими чертами данного типа темперамента являются: высокая подвижность, высокая адаптивность (легкая приспособляемость), общительность, доброжелательность, жизнерадостность, выразительность мимики и пантомимики. Среди негативных отмечаются такие черты, как деятельность при условии интересного дела, тягота однообразия, малая склонность к самоуглублению, некоторая резкость в действиях, отсутствие усидчивости, недостаточная настойчивость.

Сильный уравновешенный, инертный (флегматический темперамент).

Психические процессы характеризуются определённой инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяет флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Речь спокойная, ровная, несколько замедленная, с частыми паузами. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен. Предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу.

Позитивные характерологические черты: ровен в отношениях, в меру общителен, не обидчив, отличается высокой работоспособностью, настойчив, способен к большому напряжению в работе. Негативные: инертность, малоподвижность, требует время для сосредоточения внимания, медленно принимает решения.

Сильный неуравновешенный (холерический темперамент).

Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций, например, от гнева к веселью. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели. Стремится в первые ряды». Речь носит ярко выраженную окраску. Излишне громкий голос. Склонен перебивать собеседника, в разговоре захватывает инициативу, горячо настаивает на своём. Если возражает или перебивает, то громкость и скорость речи возрастаю. На этой природной основе может развиться агрессивность, одержимость какими-либо идеями. Но может развиться и талант общественной деятельности, талант преобразователя, в военной области — талант полководца.

Для холериков характерна цикличность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном настроении, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают.

Замедленный и спокойный темп работы для холериков мало подходит. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения.

Позитивные характерологические черты: высокая активность, энергичность, быстро уясняет обстановку, инициативен, общителен, решителен, возбуждённая убедительная речь. Негативные: цикличность в работе, в переживаниях, настроениях; вспыльчивость, резкость в отношениях, неустойчивость в поведении.

Слабый тип ВНД (меланхолический темперамент).

Данный тип ВНД отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью. Сильные воздействия затормаживают деятельность меланхолика, вызывая у него запредельное торможение, характеризующееся преобладанием тормозного процесса при слабости как возбуждения, так и торможения. Слабое раздражение у меланхолика субъективно может переживаться им как сильное, по незначительному поводу он склонен к внутреннему переживанию. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный, тревожный взгляд. Стремится быть «в тени». Сдержанная, неопределённая, неуверенная мимика. Тихая негромкая речь. Осторожные, робкие движения. Придаёт большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных ситуациях, теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело[6].

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Понятие об аддикции
Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной ...

Концептуальная теория познания
Учитывая необходимость понятийной конкретизации и детализации терминов “познание” и “восприятие” в рамках концептуальной теории, ниже привожу их. Когда конкретный Своспринимается личностью в пе´рвые, и когда, соответственно, у личн ...

Нарушения поведения
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и ч ...