Побудительные и притягательные детерминанты поведения

Другое о психологии » Психология » Побудительные и притягательные детерминанты поведения

Страница 4

Желание есть переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Желание как мотив деятельности характеризуется отчетливой осознанностью предмета потребности и возможных путей ее удовлетворения. Будучи эмоционально окрашенным, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание, таким образом, в отличие от влечения, является объективированным, опредмеченным переживанием.

Интерес - форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его. С. Л. Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Под помыслами при этом понимается сложное и неразложимое образование - направленная мысль, мысль-забота, мысль-приобщение, внутри себя содержащая и специфический эмоциональный заряд. Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого. Мечта выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта - это своего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Если бы у человека не было образа желаемого будущего, то он не мог бы активно трудиться и преодолевать препятствия на своем пути. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.

Идеалы представляют собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. В идеале человек особенно ценит то, чего ему, как правило, недостает. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором развития человека.

Убеждения - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Помимо осознанности, убеждения характеризуются связью с миром чувств. Убеждения есть система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов. Убеждения выступают как сильнейшие побудители, как жизненно значимые мотивы поведения человека.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия - одни мотивы занимают ведущее место, другие - подчиненное. Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим ее параметром и механизмом ее развития. Иерархия мотивов определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это представляемый результат деятельности. Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Выводы
Для меня работа над курсовой имеет очень большое значение. Во-первых, я изучила большое количество литературы, которая помогла мне увидеть в группе ребенка с аффективным поведением. А в дальнейшем помогла разработать методику констатирую ...

Общее строение нервной системы человека
Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого вопроса лекции - дать общее представление о материальной основе психического, ...

Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производн ...