Методы диагностики личности руководителя

Страница 1

В первой главе мы провели теоретический анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Для осуществления этой цели мы воспользовались следующими методиками.

Методика 1. Тест "Мотивация успеха"

Методика разработана Литвинцевой Н.А. и направлена на исследование уровня мотивации к успеху.

Тест состоит из 41 вопроса, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет" Вы должны ответить "да" или "нет" на 41 вопрос теста (табл. 14.1).

Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 2.

Ответы фиксируются на листе бумаги: 1 — "да", 2 — "нет", 3 — "да" и т.д. Время, отводимое на выполнение теста, — 15 мин.

Интерпретация результатов.

Подсчитайте сумму набранных баллов:

- от 1 до 10 — низкая мотивация к успеху;

- от 11 до 16 — средний уровень мотивации;

- от 17 до 20 — умеренно высокий уровень мотивации;

- свыше 21 — высокий уровень мотивации к успеху.

Методика 2. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя

Методика разработана Карелиным А.А. и направлена на оценку психологических характеристик личности руководителя (см. Приложение 2).

В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в деятельности семи признаков каждой характеристики:

1. Определенность — раскрывает структуру интересов кризисным аспектам своей деятельности.

2. Осознанность — осознание целей организаторской деятельности.

3. Целеустремленность — приоритет мотивов организаторской деятельности.

4. Избирательность — способность глубоко и полно отразить психологические особенности коллектива.

5. Тактичность — способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.

6. Действенность — способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.

7. Требовательность — способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.

8. Критичность — способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.

9. Ответственность — способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.

Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю в пятибалльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.

Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психолог и исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям;

1)средний балл ПХЛР по результатам работы, проведенной каждым экспертом;

2)сумму баллов, выставленных всеми экспертами по каждому из девяти показателей;

3)средний балл по каждому из девяти показателей по результатам работы всех экспертов;

4)общую сумму баллов ПХЛР по результатам работы всех экспертов.

Протокол занятия

Исследуемый

Руководитель Дата

Обобщенные экспертные оценки ПХЛР

Эксперт

Оценка ПХЛР, сумма баллов

Σ

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

n

Е

Средний

балл

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Побудительные и притягательные детерминанты поведения
В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия "нужда", "потребность", "желание", "мотив". Исходным для объяснения источников активности поведения человек ...

Факторы аддиктивного поведения
Предпосылки аддиктивного поведения как предмет исследования современной науки изучается в рамках системного похода – с точки зрения био-психо-социо-духовной модели химической зависимости. Рассмотрим эти предпосылки. Социальные предпосыл ...

Стадии развития алкоголизма
В советской наркологической практике было принято выделять три стадии алкоголизма, плюс бытовое пьянство в качестве «нулевой» стадии. Бытовое пьянство — это «нулевая» стадия алкоголизма. Для этого этапа характерны: способность контролиро ...