СКАЗКИ ДЮССА (ДЕСПЕРТ)
Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). В статье О.Барановой была предложена проективная методика, помогающая установить наличие или отсутствие соперничества между братьями и сестрами под названием «Сказки Дюсса». На основе «Сказок» О.Барановой был создан модифицированный вариант проективной методики диагностики взаимоотношений в семье сиблингов 6-11 лет.
Итак, можно предположить, что наиболее «страдающими» от невнимания родителей из-за появления в семье второго ребенка являются первенцы.
Сиблинг воспринимается опрошенными как «лишний», как еще один претендент на ценности, и потому является конкурентом в семейном круге. В этой же ситуации, по-видимому, находятся и средние дети, что подтверждается исследованиями Г.Т. Хоментаускаса.
«Вторые» дети, находясь на положении младших, более дружелюбны по отношению к старшим. Видимо, это предопределяется их положением в семье, где, как правило, родители чаще отстаивают интересы младшего ребенка, предлагая старшему «уступить», «помочь», «не обижать младших».
Кроме того, вызывает интерес и тот факт, что ни один из родителей обследованных детей не обратился с прямым запросом по поводу отношений между сиблингами.
Чаще всего родителей волновали проблемы, появившиеся в связи с ухудшением или демонстративностью поведения ребенка, нарушением взаимоотношений с обоими или одним из родителей. Не всегда, но достаточно часто такое поведение детей является способом привлечения внимания к собственной персоне, к своим проблемам, на которые, как кажется ребенку, взрослые перестали обращать внимание из-за того, что больше интересуются его сестрой или братом.
Таким образом, «Сказки Дюсса» помогают нам, взрослым, увидеть проблемы маленьких мальчиков и девочек, и при поддержке семьи помочь им справиться с их совсем не сказочными трудностями.
Лишь прояснив ситуацию при помощи обследования, взглянув на мир глазами «обиженного» ребенка, можно выстраивать взаимоотношения всех членов семьи в дальнейшем. Важно, чтобы родители поняли и приняли ситуацию, ведь от их поведения в первую очередь зависит, насколько ребенок будет ощущать себя в этой жизни любимым и нужным и воспринимать себя в будущем как полноценного человека.
Тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье
Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). Мы предлагаем методику для практических психологов, помогающую установить наличие/отсутствие соперничества между братьями и сестрами. Сразу оговоримся, что данная методика является как бы поверхностным взглядом на сиблингов. Она ни в коем случае не может использоваться для утверждения окончательного диагноза и должна составлять часть «диагностической батареи».
«Сказки Дюсса (Десперт)» — проективная методика исследования. Она была предложена детским психологом Л. Дюссом в 1940 году и переведена на английский язык Десперт.
При знакомстве со «Сказками» мы увидели возможность создания проективной методики диагностики взаимоотношений в семье сиблингов 6–11 лет.
В этом возрасте дети охотно выдумывают различные истории и практически не умеют скрывать правду. Они достаточно ясно могут высказывать какие-либо нравственные нормы взаимоотношений («Девочек нельзя обижать», «Девочки послушные, а мальчики нет»), могут говорить что-то о своих сиблингах. Все эти возможности предоставляет методика «Сказки .».
Занятие с детьми не должно превышать 20 минут.
В нашей модификации используется пять видоизмененных историй-сказок, которым соответствуют семь иллюстраций (шесть — заимствованы у Г.Х. Махортовой, одна — оригинальная).
Истории-сказки рассказываются испытуемому в определенном порядке, одновременно предъявляются иллюстрации. Испытуемый должен ответить на вопрос в конце каждой истории-сказки. Все ответы фиксируются в протоколе. Методика проводится индивидуально.
Результаты этой методики полезно сопоставить с результатами теста «Рисунок семьи», наблюдений за детьми и бесед с родителями. А качественный
анализ ответов может помочь вскрыть механизмы взаимоотношения сиблингов.
Наблюдая за поведением сиблингов, зарубежные авторы (Абрамович Р., Кортер К., Данн Дж. и др.) установили наиболее типичные характеристики их поведения и распределили их на категории. Все поведенческие категории могут быть либо просоциальными (положительными), либо враждебными (негативными).
ХОД ТЕСТИРОВАНИЯ
Инструкция.Сейчас я расскажу тебе несколько историй. Ты внимательно их послушай. В конце каждой истории будет вопрос, на который тебе нужно ответить. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай то, что первым приходит в голову.
Больше по теме:
Подходы к определению
термина «планирование эксперимента». Выбор из возможных экспериментальных
планов
Можно выделить следующие традиции в понимании того, что следует считать планированием психологического эксперимента.
1. Выбор схемы, или плана, получения данных для проверки каузальной гипотезы. Такому представлению о планировании, когда ...
Выводы
Для меня работа над курсовой имеет очень большое значение.
Во-первых, я изучила большое количество литературы, которая помогла мне увидеть в группе ребенка с аффективным поведением. А в дальнейшем помогла разработать методику констатирую ...
Личность и закономерности ее развития
Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодол ...