Характеристика аддиктивного поведения

Страница 4

В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д. Менделевич выделяет зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны.

Описание аддиктивной личности соответствует слабому "Я" и сильному "оно". Именно такое отношение существует между ними у подростков в период полового созревания согласно психоаналитическим представлениям Анны Фрейд. Конфликт между "оно" и "Я" может развиваться по двум сценариям. Если "оно" побеждает "Я", то к концу возрастного подросткового периода инстинкты, сексуальные и агрессивные импульсы вырываются на свободу и человек предается удовольствию, стихии влечений. Прежний характер человека разрушается. Если же победу одерживает "Я", то к концу подросткового периода формируется устойчивый характер для всей последующей жизни. Для нормального функционирования человеку необходимо равновесие сил между психологической, социальной и биологической сущностями личности. Социальная сущность личности – суперэго (я - идеал или сверх -"я" ) формируется воспитанием и является дополнительной системой контроля за поведением человека. Несогласия между требованиями совести, хранителем которой выступает я – идеал, ощущается человеком как чувство вины. Совесть и ответственность – социальные чувства и формируется на основе идентификации с другими людьми, которая происходит на основе одинакового я – идеала. Согласно подходу А.Фрейд, в раннем подростковом возрасте трудно устоять против влечений, а, значит, существует определенная вероятность легкого вовлечения подростков в наркотизацию, сулящую удовольствия. Однако, и поздний подростковый возраст при неблагоприятном развитии "я" чреват разгулом инстинктов, в том числе потреблением наркотиков. (16;132)

Аддиктивная личность проявляет склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний и неспособность проявлять ответственность. Поведение аддиктивной личности характеризуется стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями "скучной" жизнью.

У аддиктивной личности появляется "двойная жизнь", состоящая из прежней "нормальной" жизни и жизни с аддиктивными реализациями. Аддиктивная реализация многими понимается упрощенно как прием вещества или другое аддиктивное действие. Реализация включает в себя еще и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения. Реализация, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большое количество времени и энергии. Сосуществование двух стилей жизни водном человеке приводит к изменению установок, мотивации и системы ценностей.

Ведя двойную жизнь, подросток стремится скрыть ее. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный "комплекс неполноценности", обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих у аддиктивных личностей формируется скрытый "комплекс неполноценности", гиперкомпенсаторная реакция. От заниженной самооценки под влиянием внешней оценки окружающих, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение "серого обывательского болота", в котором находятся все окружающие и "настоящей свободной от обязательств жизни" аддиктивного человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Пути развития человека будущего
Говоря о развитии человека будущего в первую очередь необходимо обратить внимание на настоящее. Где и как мы живем? Какие процессы протекают в мире? Что из этого всего получится впоследствии? Есть разные мнения. Кто-то говорит, что в сло ...

Запоминание цифровой информации.
Секрет запоминания цифр заключается в том, что каждой цифре от ноля до ста подбираются на основе "похожести" зрительные образы, которые отрабатываются при запоминании. Если появляется необходимость запомнить число, которое более ...

Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
После проведения исследования, в ходе которого мы входили в непосредственный контакт с исследуемыми подростками, нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков. Эти рекомендации представлены в нашей ра ...