Понятие психологической готовности

Страница 4

Важной формой освоения теоретического содержания по психологии выступала самостоятельная работа студентов, реализующая одну из главных целей вузовского обучения – становление студентов субъектами собственной деятельности. Именно в самостоятельной работе, в процессе решения педагогических ситуаций, возникающих в школьной жизни, актуализировались субъектные позиции и установки студентов, раскрывалось подлинное «значение-для-меня» изучаемого материала. Смысловой опыт, опыт отношения студентов к психологическому знанию, приобретенный на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях, фиксировался, приобретал реального носителя; происходило воплощение личностных ценностей будущих учителей в их практической деятельности.

На первом этапе — этапе возникновения личностного смысла — актуализируются потребности и смыслы изучения психологии будущими педагогами. Студенты проводят анализ содержания собственных житейских представлений, осознавали личностную и профессиональную значимость психологического знания, соотносят мотивы и цели изучения психологии, выявляли возможности психологии в самопознании и самообразовании. Функция преподавателя на этой стадии заключается в помощи студентам в анализе и интерпретации их личного опыта, проведении сравнительного анализа житейской и научной психологии, демонстрации достоинств научного психологического знания, раскрытии перед будущими педагогами назначения и специфики изучения психологии, обеспечении эмоциональной привлекательности учебного материала, его роли в самопознании. [16]

На втором этапе должна осуществляться первичная актуализация личностного смысла в индивидуальном сознании студентов.

На третьем этапе — этапе экстериоризации ценностно-смыслового отношения в поведении и деятельности – студенты должны вырабатывать собственные представления о средствах использования научного психологического знания, проверять действенность теоретических положений на практике, осуществлять личностное и профессиональное самосовершенствование, создавать психологически обоснованные планы-проекты своей будущей профессиональной деятельности.

Для студентов с формальным отношением к психологии характерны ситуативность возникновения отдельных эмоций, отсутствие связи проявляющихся эмоций с содержанием усваиваемого материала, неустойчивый учебный интерес к усвоению научных основ психологии. Смыслы изучения отдельных дисциплин психологического цикла они связывали, в основном, со сдачей экзамена. На практических занятиях по психологии они были малоактивны, не принимали участия в дискуссиях. У этих студентов отмечались поверхностность усвоения психологических знаний, преобладание житейских психологических знаний и установок. У большинства студентов отсутствуют научно обоснованные психологические средства педагогической деятельности. У них преобладали низкие показатели и результаты деятельности, обнаруживалась неготовность к самоизменению, отсутствовало стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию с помощью научных психологических средств.

Студенты с положительным аморфным, нерасчлененным отношением к психологии проявляют избирательное эмоциональное отношение к отдельным психологическим темам. Возникающие у них эмоции отражали новизну, занимательность, оригинальность конкретного учебного материала по психологии. Для них характерны ситуативный интерес к изучению психологии, поверхностность усвоения психологических знаний, преобладание конкретных знаний, доминирование житейских знаний и установок. Студенты с данным типом отношения к психологии участвуют в обсуждении только эмоционально привлекательного материала, стремятся избегать дискуссий по поводу анализа сложных тем. На практике они используют преимущественно знания житейского характера, обнаруживают невысокие показатели и результаты самостоятельной деятельности. Они не выражают желания получить дополнительную научную информацию по психологии, не готовы к самоизменению.

Студенты с положительным познавательным отношением к психологии проявляют выраженное положительное эмоциональное отношение к усвоению психологических знаний. Для них характерны ярко выраженные познавательные интересы в изучении психологии, поиск дополнительной психологической информации. У таких студентов преобладают профессиональные смыслы изучения психологии. Они осознают значимость изучения психологии для эффективного осуществления педагогической деятельности. У них отмечаются полнота, глубина, системность, обобщенность, осознанность, прочность усвоенных психологических знаний. У этих студентов доминирует стремление к использованию научных психологических знаний и адекватных психологических средств педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Мотивы рисовальщиков
Каких-либо специальных исследований, посвященных изучению мотивов данного поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить ...

Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощр ...

Причины алкоголизма
Почему одни люди становятся алкоголиками, в то время как другие могут пить умеренно всю свою жизнь? Этот вопрос долгие годы ставил в тупик исследователей - медиков и непрофессионалов. Тщательно проведенные исследования д-м Джорджем Вей ...