Понятие психологической готовности

Страница 2

Профессиональный педагог должен быть одновременно и субъектом образовательного процесса и субъектом педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса педагог выступает проектировщиком конструктором, организатором и непосредственным участником встречи поколений носителем определенной личностной бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и воспитание подрастающего поколения.

Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами ее осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель предметной позиции, необходимой для достижения целей образования и развития личности. Ценности образования в его сознании должны быть актуализированы и трансформированы в цели, реализующиеся адекватными средствами. Профессиональный педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как объектом, он встречается с учеником как с другим человеком, образуя с ним событийную общность. Профессиональная педагогическая позиция оказывается сдвоенной сопряжением личностной и деятельностной позиции, образуя единство педагогического сознания, деятельности, общности, становясь способом реализации базовых ценностей и целей развития каждого.[11]

Профессионал

рассматривается как целостный субъект активный свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Педагог удерживает культурно-исторический контекст профессионального труда. В подлинном профессионале ограничено сочетаются «Личность» и «Мастер». Процесс становления личности профессионала называется профессионализация.

Место профессионализации в жизненном пути личности — это этап трудового пути (профессиональный путь, трудовая биография, творче­ский путь личности).

Профессионализация как форма ак­тивности имеет свою структуру, которая включает мотивы (побудительные силы) профессионализации, ее цели (достижения), представления о программе реализации этого процесса, информационную основу трудовой деятельности, принятие решения на этапах этого процесса, контрольные операции по проверке принятых решений.

Таким образом, профессионализация — это функция личности и общества, а оцен­ка продуктивности этого процесса проводится по социальным и личностным показа­телям эффективности деятельности и развития субъекта труда.

Личность и деятельность

. Процесс формирования личности профессионала обу­словливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требо­ваниями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к форму­лам:

- «проявление личности в профессии», т. е. в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных познавательных интересов;

- «развитие личности в деятельности», что отражается в формировании профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширении сферы познания окружающего мира, развитии форм и содержания пред­мета общения. [10]

Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоре­чивостью процессов индивидуального развития человека — неравномерностью изме­нений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональ­ном пути и в течение коротких промежутков времени.

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его лич­ности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной дея­тельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая професси­ональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышле­ния и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у врачей — грубоватый юмор, сниже­ние уровня эмоциональных переживаний, у учителей — авторитарность, категорич­ность суждений, поучающая манера общения и т. д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Психические состояния
В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как ...

Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multi ...

Понятие о методе науки
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. ...