Переход из начальной школы в среднюю

Другое о психологии » Адаптация пятиклассников к средней школе » Переход из начальной школы в среднюю

Страница 1

Переход из начальной школы в среднюю — это рубеж 4-го и 5-го классов. 4-й класс — достаточно спокойный период, когда уже все сложилось: учеба, оценки, взаимоотношения. Это период относительной стабильности, когда психолог может с успехом продолжать заниматься познавательным развитием детей. Именно из-за своей стабильности 4-й класс часто выпадает из поля зрения педагогов и психологов.

Но это необычайно важный этап жизни для ребенка, поскольку объективно заканчивается младший школьный возраст и его итогом являются глубокие изменения и позитивные преобразования в психике ребенка.

Младший школьный возраст является сензитивным:

— для развития познавательных потребностей и интересов, для формирования мотивов учения;

— для развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, так называемого «умения учиться»;

— для формирования личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, формирования самооценки, самоконтроля и саморегуляции;

— для усвоения социальных норм и завязывания прочных дружеских связей.

Все эти изменения происходят в рамках учебной деятельности, поскольку она в этом возрасте — ведущая. Результатом изменений являются психологические новообразования, которые станут фундаментом для развития на следующем возрастном этапе.

Прежде всего у младшего школьника в центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Именно развитие словесно-логического мышления перестраивает все другие познавательные процессы. Овладение понятийным мышлением ведет к развитию рефлексии, анализа и внутреннего плана действий. Словесно-логическое мышление — это первое новообразование, благодаря которому развивается рефлексия и внутренний план действий.

Второй важный момент — в этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. От произвольности в ситуациях, связанных только с учебной деятельностью, ребенок переходит к произвольному регулированию общения и поведения, он становится способен руководствоваться нормами и правилами общения. Новый уровень произвольности — это второе новообразование младшего школьного возраста.

Третье новообразование связанно с переходом к предметному обучению. Предметное обучение создает условия для развития новых познавательных потребностей и новых интересов. То есть, формируется новое познавательное отношение к действительности.

К концу младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. То есть, четвертое новообразование — ориентация на группу сверстников.

Кроме позитивных новообразований появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка.

Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса саме оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Таким образом, в переходный период психолог важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

— интеллектуальное развитие;

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производн ...

Человек как природное явление
Что есть человек? Какова человеческая сущность? Каково место и назначение человека в мире? В чем смысл жизни человека? Что есть человеческое в человеке? Эти вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый ч ...

Феноменология внутреннего мира человека
Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек. Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного ...