Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования все вычисления и расчеты проводились при помощи c -критерия Пирсона. Мы выбрали именно этот критерий, потому что с его помощью можно определить не только наличие связи между признаками, но и установить особенности этой связи. Это значит, что на первом этапе мы сравниваем два эмпирических распределения признака – способность к прогнозированию и интересующие нас агрессивные проявления у подростков (физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, обида, раздражительность, подозрительность и чувство вины). Таким образом мы определяем, есть ли связь между способностью к прогнозированию и каждым из вышеперечисленных агрессивных проявлений. Далее, на следующем этапе, мы сравниваем эмпирическое распределение каждого из агрессивных проявлений, у которых была выявлена связь со способностью к прогнозированию, с теоретическим равномерным. Причем сравнение нужно проводить для каждого уровня способности к прогнозированию отдельно. Так мы сможем определить, влияет ли уровень способности к прогнозированию на уровень выраженности агрессивных проявлений у подростков, или же выраженность этих агрессивных проявлений распределяется равномерно по всем уровням способности к прогнозированию.
Алгоритм вычисления c -критерия Пирсона:
построить таблицу и занести в нее наименования разрядов и соответствующие им эмпирические частоты;
рядом с каждой эмпирической частотой внести теоретическую частоту (2.1):
f = (Сумма частот по соответствующей строке) · (Сумма частот по соответствующему столбцу) / Общее количество наблюдений(2.1)
подсчитать и занести в таблицу разность между эмпирической и теоретической частотами по каждому разряду;
возвести полученную разность по каждому разряду в квадрат и также занести в таблицу;
вычислить и занести в таблицу отношение полученного квадрата разности к теоретической частоте по каждому разряду;
вычислить сумму полученных отношений по всем разрядам. Полученная сумма и будет значением c -критерия Пирсона (2.2):
c = S ( f - f ) / f , (2.2)
где f - эмпирическая частота признака;
f - теоретическая частота.
затем необходимо подсчитать число степеней свободы (2.3):
n=(k-1)·(c-1), (2.3)
где k - количество разрядов признака (строк в таблице эмпирических частот);
c – количество сравниваемых распределений (столбцов в таблице эмпирических частот).
после этого находится критическое значение c -критерия Пирсона по таблице в соответствии с количеством степеней свободы [54];
на последнем этапе необходимо сравнить критическое (табличное) значение c –критерия Пирсона с эмпирическим, полученным при расчетах, что позволяет нам принять или опровергнуть выдвинутые ранее статистические гипотезы.
Для того, чтобы упростить задачу вычисления c –критерия Пирсона для выявления связи между способностью к прогнозированию и физической агрессией, была построена таблица эмпирических частот и дополнена теоретическими частотами (см. табл. 2.10.).
Таблица 2.10.
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков
|  
 Значение признака  |   
 Эмпирические частоты  |   
 Суммы  |   
 Теоретические частоты  |  ||||
|  
 Уровень способности к прогнозированию  |   
 Н  |   
 Ср  |   
 В  |   
 Н  |   
 Ср  |   
 В  |  |
|  
 Низкий  |   
 3  |   
 8  |   
 20  |   
 31  |   
 12,06  |   
 9,99  |   
 9,64  |  
|  
 Средний  |   
 10  |   
 17  |   
 4  |   
 31  |   
 12,06  |   
 9,99  |   
 9,64  |  
|  
 Высокий  |   
 22  |   
 4  |   
 2  |   
 28  |   
 10,89  |   
 9,02  |   
 8,71  |  
|  
 Суммы  |   
 35  |   
 29  |   
 26  |   
 90  |  |||
Больше по теме:
Восприятие граффити, их влияние на поведение, отношение к рисовальщикам
	 
Большинство горожан настенные рисунки и надписи воспринимаются как грязь, признак вандализма, символ деградации общественного пространства и признак упадка нравственности. 
Вместе с тем, согласно данным исследования Мозера и др., по сравн ...
	
Анализ космической иерархии.
	 
К анализу этой иерархии Аристотель подходит с онтологической и гностико-методологической концепцией двух мировых начал - формы (морфэ) и материи (хюлэ). С онтологической точки зрения полагалось, что всякая конкретная вещь состоит из той и ...
	
Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
	 
Главными мотивами самоактуализированного человека являются не потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому эти люди почти не зависят от внешних обстоятельств, от других людей и от культуры в целом. Источники удовлетворения п ...
	

