Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте

Другое о психологии » Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте » Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте

Страница 1

Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования все вычисления и расчеты проводились при помощи c -критерия Пирсона. Мы выбрали именно этот критерий, потому что с его помощью можно определить не только наличие связи между признаками, но и установить особенности этой связи. Это значит, что на первом этапе мы сравниваем два эмпирических распределения признака – способность к прогнозированию и интересующие нас агрессивные проявления у подростков (физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, обида, раздражительность, подозрительность и чувство вины). Таким образом мы определяем, есть ли связь между способностью к прогнозированию и каждым из вышеперечисленных агрессивных проявлений. Далее, на следующем этапе, мы сравниваем эмпирическое распределение каждого из агрессивных проявлений, у которых была выявлена связь со способностью к прогнозированию, с теоретическим равномерным. Причем сравнение нужно проводить для каждого уровня способности к прогнозированию отдельно. Так мы сможем определить, влияет ли уровень способности к прогнозированию на уровень выраженности агрессивных проявлений у подростков, или же выраженность этих агрессивных проявлений распределяется равномерно по всем уровням способности к прогнозированию.

Алгоритм вычисления c -критерия Пирсона:

построить таблицу и занести в нее наименования разрядов и соответствующие им эмпирические частоты;

рядом с каждой эмпирической частотой внести теоретическую частоту (2.1):

f = (Сумма частот по соответствующей строке) · (Сумма частот по соответствующему столбцу) / Общее количество наблюдений(2.1)

подсчитать и занести в таблицу разность между эмпирической и теоретической частотами по каждому разряду;

возвести полученную разность по каждому разряду в квадрат и также занести в таблицу;

вычислить и занести в таблицу отношение полученного квадрата разности к теоретической частоте по каждому разряду;

вычислить сумму полученных отношений по всем разрядам. Полученная сумма и будет значением c -критерия Пирсона (2.2):

c = S ( f - f ) / f , (2.2)

где f - эмпирическая частота признака;

f - теоретическая частота.

затем необходимо подсчитать число степеней свободы (2.3):

n=(k-1)·(c-1), (2.3)

где k - количество разрядов признака (строк в таблице эмпирических частот);

c – количество сравниваемых распределений (столбцов в таблице эмпирических частот).

после этого находится критическое значение c -критерия Пирсона по таблице в соответствии с количеством степеней свободы [54];

на последнем этапе необходимо сравнить критическое (табличное) значение c –критерия Пирсона с эмпирическим, полученным при расчетах, что позволяет нам принять или опровергнуть выдвинутые ранее статистические гипотезы.

Для того, чтобы упростить задачу вычисления c –критерия Пирсона для выявления связи между способностью к прогнозированию и физической агрессией, была построена таблица эмпирических частот и дополнена теоретическими частотами (см. табл. 2.10.).

Таблица 2.10.

Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков

Значение

признака

Эмпирические частоты

Суммы

Теоретические частоты

Уровень способности к прогнозированию

Н

Ср

В

Н

Ср

В

Низкий

3

8

20

31

12,06

9,99

9,64

Средний

10

17

4

31

12,06

9,99

9,64

Высокий

22

4

2

28

10,89

9,02

8,71

Суммы

35

29

26

90

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Аддиктивное поведение у наркозависимых подростков
Расстройства, связанные с приемом опийных препаратов, чаще связывают с функционированием желудочно-кишечной системы и головного мозга. Специалисты, работающие с аддиктами, хорошо знают, что практически всегда потребляемый опийный препарат ...

Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования это учебный п ...

Этиология
Этиопатогенез расстройства определяется действием ряда факторов: интенсивность стресса, социальная ситуация, в которой он действует, личностныеособенности жертвы и ее биологическая ранимость. Социальная поддержка играет большую роль в пре ...