Агрессия и ее производные

Страница 2

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности [4, C.91].

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком – то и даже на чем – то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения какой – нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

2)как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).

С агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения.

Английский философ Локк заметил, что у человека невоспитанного отвага становится грубостью, ученость педантизмом, остроумие шутовством, простота неотесанностью, добродушие жестокостью. Это очень меткое и точное замечание. Мало обладать достоинствами - нужно еще уметь их проявить иначе достоинства могут превратиться в недостатки”[8, C.114].

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Суфизм.
Это учение представляет собой мистическое религиозно-философское течение в русле ислама, возникшее в 8 в. на территории современных Ирака и Сирии. К 11 в. суфизм обретает уже достаточно сложившуюся форму и благодаря теологическим обоснова ...

Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под у ...

База и методы исследования
Исследование проводилось на базе детского сада № 119 г. Иркутска. Количество испытуемых составило 27 человек, среди них мальчиков -- 15, девочек -- 12. Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапо ...