"Психические модели" гиповесомости в многосуточных экспериментах

Другое о психологии » "Психические модели" гиповесомости в многосуточных экспериментах

Страница 6

Описанные вегетативные сдвиги протекают на фоне более низкого уровня энерготрат в покое, но с несколько большими его колебаниями при дозированной физической нагрузке.

Эти данные согласуются с наблюдениями Г. Ф. Макарова, изучавшего состояние газообмена при полетах на самолетах по баллистической траектории. В некоторых случаях от полета к полету имело место прогрессирующее снижение уровня газообмена в период невесомости по сравнению с первым ее воздействием. Аналогичные данные получены и в трех-, пяти и десятисуточных экспериментах. Характерно, что в период реадаптации после внушенной пониженной весомости в десятисуточном эксперименте энерготраты оказались предельно низкими, тогда как в трех- и пятисуточных они возросли в 1,5-2 раза.

В десятисуточном эксперименте в состоянии «штовесомости» у всех испытуемых была отмечена значительная потеря в весе тела. В контрольном эксперименте такого снижения веса не отмечалось, хотя калорийность питания в обоих случаях была совершенно идентичной. Несмотря на то что потеря в весе тела космонавтов после орбитальных полетов фиксировалась неоднократно, проводить аналогию между этими данными и нашими результатами, полученными лишь в одном эксперименте на трех испытуемых, было бы преждевременно. Необходимы дополнительные, целенаправленные эксперименты.

Большинство ранее описанных функциональных изменений в организме, наблюдаемых при внушении пониженной весомости тела на длительный период, проявляет тенденцию к кумуляции.

Ортостатические пробы, проведенные до и после контрольных экспериментов, а также экспериментов с внушенной гиповесомостыо, показали, что специфическая для гиподинамии и гиповесомости реакция сердечнососудистой системы в последнем случае оказывается гораздо более выраженной. Так, в случае внушенной трехсуточной гиповесомости увеличение диастолического и снижение пульсового давления было в среднем на 40% более выраженным, чем в контрольном эксперименте, где относительная гиподинамия не сопровождалась внушением пониженной весомости тела.

Еще более неблагоприятное течение ортостатических реакций имело место после внушенной пяти- и десятисуточной гиповесомости тела. Наибольшие изменения в данном случае происходят с пульсовым давлением, которое при ортостатической нагрузке может снижаться до критических величин, причем это снижение обусловлено в основном значительным ростом диастолического и в меньшей степени - снижением систолического давления. Это дает основание полагать, что внушение пониженной весомости тела вызывает прогрессирующую функциональную перестройку сосудистого тонуса, в результате которой происходит повышение диастолического давления как в покое, так и еще в большей степени при ортостазе.

Кумуляционный эффект внушения длительной пониженной весомости сказывался и в том, что начиная с первого дня в основных экспериментах у испытуемых появлялись двигательные нарушения при ходьбе, отражавшиеся на темпе и характере локомоций, чего не было в контрольных экспериментах. Явления адаптации, наблюдавшиеся спустя 1,5-2 суток, лишь снижали уровень этих нарушений, но не восстанавливали качество двигательной деятельности до исходного уровня.

Выраженные сердечнососудистые и двигательные реакции отмечались также в период реадаптации к обычной весомости, который продолжался сутки после трехсуточного, двое суток - после пятисуточного и пять - после десятисуточного эксперимента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Больше по теме:

Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также т ...

Ассоцианистский подход - взгляд на него в монографии
Основа данного подхода — поиск смежных элементов, устойчиво повторявшихся в прошлом опыте, является также основой одной из мощных ветвей искусственного интеллекта: обучения распознаванию образов на примерах. М. Вертгеймер коротко и точно ...

Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе
В первой главе мы теоретически обосновали важность процесса психологической готовности ребенка к школе. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить пробл ...