Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина

Другое о психологии » Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина

Страница 2

характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связанна с возникновением новых мониторов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В исследованиях А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребенка в начале происходит освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметы не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности (Д.Б. Эльконин). При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности.

Считается, что психическое развитие ребенка, как целостное развитие человека, осуществляется одновременно по линиям: познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, целостных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействие с социальной среды и т.д.).

Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому – как развитие : а) знаний и способов деятельности; б) психологических механизмов применения усвоенных способов и в) личности, куда включена и деятельность. Л.И. Айдарова выделяет таких линий наряду с интеллектуальным, личностным и языковое развитие.

Развивая идее Выготского, Д.Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев: социальная ситуация развития, система отношений, в которую ребенок вступает в обществе:

o Основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

o Основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;

o Кризис – переломные точки в детском развитии, отделяющие один возраст от другого. Кризисы в 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческий отношениях, а кризисы в один год и семь лет открывают ориентацию в мире вещей.

Изменение типа ведущей деятельности возрастных периодах.

Период

Ведущая деятельность

Ведущая сторона социализации

1. Младенчество (0-1г) – этап «доверия к миру»

Эмоциональное общение со взрослыми

А- освоение норм отношения между людьми

2.Ранне детство (1-3г) – этап «самостоятельности»

Предметная деятельность

Б- усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

3. Дошкольное детство (3-7л) – этап «выбора инициативы»

Игра

А- освоения социальных ролей, взаимоотношений между людьми

4. Младший школьный возраст (6-11л) – этап «мастерства»

Учебная деятельность

Б- освоение знаний развитие интеллектуально – познавательной сферы личности

5. Подростковый (11-14л)

Общение со сверстниками

А- освоение норм отношений между людьми.

6. Юношеский (14-18л) – этап самоопределения «мир и я»

Учебно-профессиональная деятельность

Б- освоение профессиональных знаний, умений.

7. Поздняя юность (18-25л) – этап «человеческой близости»

Трудовая деятельность, профессиональная учеба

А,Б освоение норм отношений между людьми и профессионально - трудовых умений.

8. Этап человеческой зрелости

Труд, семья

А,Б

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Функции коммуникации
Коммуникация выполняет целый ряд функций и происходит в различных ситуациях как в форме непосредственного прямого общения, так и через электронные средства. Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций. 1. Мы общаемся, чтобы ...

Лечение клептомании
Излечение возможно! Современная психологическая практика уже позволяет во многих случаях надеяться на позитивное решение проблемы. Сейчас наработан огромный опыт в реальной практической помощи людям, страдающих различными навязчивыми сост ...

Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
Социальная организация деятельности людей как общественно полезного труда требует рассмотрения их индивидуальных стилей деятельности (ИСД) как стилей профессиональной деятельности (СПД) т. е. стилей отдельных субъектов, интегрированных в ...