Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина

Другое о психологии » Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина

Страница 1

Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей среде, то Выготский рассматривает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста человека меняется роль среды в развитии, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

o Детское развитие имеет свой ритм и темп, которые меняются в разны годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

o Развитие есть цепь качественных изменений , и психика ребенка принципиально качественно отличаются от психики взрослых;

o Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

o Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, кА форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, сначала речь-средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Отличительные особенности высших психических функций- опосредованность, осознанность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.

o Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выбранных форм способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека – это обучение.

Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития,

приводит в движение внутренние процессы развития, которые в начале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых. « Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственно развитие на завтрашний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Выготский).

o Человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, а в дошкольном возрасте - память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития общения. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова-обобщения. Формирую обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучения способно перестраивать всю систему сознания. («Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии».)

Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям.

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлять, зависть процесс самого развития. Процесс развития – это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами,

а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяю не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка(А.Н. Леонтьев). Ведущая деятельность

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Заключение.
Итак, в результате проведенных нами теоретических и практических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна. В современной психолог ...

Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет како ...

Функциональные состояния человека
Эмоциональные состояния. Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизио ...