Информационная теория эмоций.

Природа чувств и эмоций » Информационная теория эмоций.

Страница 2

Теория получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно- мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе 5 ключевых допущений:

1)

десять фундаментальных эмоций (см. раздел 5) образуют основную мотивационную систему человеческого существования;

2)

каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами;

3)

фундаментальные эмоции (радость, печаль, гнев и стыд) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний;

4)

эмоции взаимодействуют между собой: одна эмоция может активировать, усилить или ослабить другую;

5)

эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Теория дифференциальных эмоций представляет собой эмоциональные процессы как систему, так как они взаимосвязаны и динамически и относительно стабильными способами.

По этой теории эмоции обладают множеством причин. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой могут вызвать такие эмоции:

1)

восприятие, следующее за стимуляцией, являющейся производным от избирательной активности рецептора или чувствительного органа;

2)

восприятие окружающей среды (ориентировочный рефлекс);

3)

спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе.

Индивидуальные процессы могут активировать такие эмоции:

1)

память;

2)

воображение;

3)

образное и предвосхищающее мышление;

4)

проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности;

5)

эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.

В теории дифференциальных эмоций мимика и обратная связь от мимической активности играют чрезвычайно важную роль в эмоциональном процессе и в эмоциональной регуляции.

Таким образом, эмоции возникают, как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями.

Феноменология эмоций: методы изучения эмоционального переживания.

Для получения самоотчетов об эмоциональных переживаниях используются некоторые списки определений или шкалы, которые, как правило, предназначены для студенческого возраста.

Шкала дифференциальных эмоций – инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций.

Шкала – список общеупотребляемых определений, которые стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.

С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволило использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний. Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций.

Цель первой шкалы – оценить по пятипунктной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что субъект чувствует в настоящее время.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Методы и методики
В исследовании для выявления уровня самооценки у дошкольников применялась методика В.Г. Щур “Лесенка”. Для изучения межличностных отношений дошкольника в группе использовались две социометрические методики: - Методика “Выбор в действии” ...

Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет како ...

Субъективность как предмет психологии человека
В предшествующих разделах была представлена история поиска предмета "психологии вообще", но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на жизнедеят ...