Информационная теория эмоций.

Природа чувств и эмоций » Информационная теория эмоций.

Страница 1

Этот подход к проблеме эмоций принадлежит целиком павловскому направлению в изменении высшей нервной деятельности мозга.

Павлов, формулируя свою исследовательскую стратегию, утверждал, что, прежде всего, важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический язык. Он не отрицал психологии как познания внутреннего мира человека, но отстаивал абсолютные права естественнонаучной мысли всюду и до тех пор, пока она будет проявлять свою мощь.

Информационная теория эмоций – основанное И.П.Павловым учение о высшей нервной деятельности мозга. Оно не является ни традиционной физиологией мозга, ни психологией, поскольку представляет собой качественно новую область знания, базирующуюся на системном подходе к психике и поведению.

Суть подхода: охватить обе стороны психики – ее нейрофизиологические механизмы и отражательно-регуляторные функции, ее соотнесенность с потребностями организма (личности) и окружающим миром.

При изучении влияния эмоций на деятельность было продемонстрировано значение качества потребности, на базе которого возникает эмоциональное состояние. Чрезвычайно существенным здесь является вопрос о том, идет ли речь о потребности, инициирующей данную деятельность, или эмоцию порождает какой-либо посторонний мотив.

В своих трудах физиолог И.П. Павлов указывал на факторы, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций.

Это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. Однако Павлов понимал, что многообразие человеческих эмоций не может быть сведено к врожденным (безусловным) рефлексам. Павлов открыл механизм, благодаря которому в процесс условно-рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

На основании опытов, посвященных явлению системности или динамической стереотипии в работе больших полушарий головного мозга, Павлов пришел к выводу, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних процессов. По мнению Павлова, описанные процессы в больших полушариях отвечают тому, что мы субъективно в себе обыкновенно называем чувствами в общей форме положительных и отрицательных чувств и в огромном ряде оттенков и вариаций, благодаря или комбинированию их, или различной напряженности. Здесь чувство трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости, торжества и отчаяния [Симонов, стр.13].

4. Теория дифференциальных эмоций.

На основе исследований Дарвина, Фрейда и других выдающихся ученых Маурер, Томкинс выдвинули свою теорию – теорию дифференциальных эмоций, или теорию дифференциальных аффектов. Позже к этой теории присоединился К. Изард

Основа теории – положение о том, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека.

Изард опирался на исследования Маурера, который осуждал широко распространенную в западных странах тенденцию смотреть на эмоции с подозрением и презрением, возвышая над ними интеллект: “Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы быть противопоставлены “интеллекту”. Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта” (стр.15).

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Теория эгрегоров
Эгре́гор — термин, принятый в новых (нетрадиционных) оккультных и религиозных движениях. Несмотря на то, что доказательствами существования эгрегоров наука не располагает, мы считаем необходимым включить в данную работу основные теор ...

Технология оздоровления детей посредством искусства
В развитых странах мира в профилактике и лечении заболеваний у детей большое значение придается искусству и игровой деятельности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающе ...

Характеристика адаптации
В теории и практике управления персоналом, менеджмента в разделе, посвященном адаптации персонала, она рассматривается как самостоятельный элемент. Естественно, что во многом данная точка зрения оправдана при сегментации процессов, происх ...