Онтогинез мотивационной структуры человека.

Другое о психологии » Проблемы мотивации в современной психологии » Онтогинез мотивационной структуры человека.

Страница 6

Именно ситуационные мотивы в силу их специфи­ческой функциональной роли выполняют жизненно важную задачу урегулирования острых, быстротечных и вместе с тем важных событий, которые не допускают длительных размышлений и отсрочек. И насколько структурно высшие мотивы важны в наиболее широ­ком жизненном плане, настолько же ситуационные мотивы важны в их функциональной роли «пожарной», «скорой помощи» в короткие промежутки вре­мени. Поэтому концентрированность эмоциональной мобилизации аффективного мотива, сужение временной сферы и сферы интеграции с мотивационной систе­мой, установка на данную ситуацию представляются вполне правомерными и адекватными по отношению к сложившейся обстановке. Это выглядит как своеоб­разное мотивационное приспособление к условиям.

Однако неразумность, отрицательные последствия аффективного поведения связаны с тем, что значи­мость данной ситуации и данного мотива значи­тельно переоценивается и в жертву этого мотива приносится нечто гораздо более значимое. Из-за такой переоценки человек может неправильно соотнести важ­ность возникшего аффективного мотива и значимость осуществляемых для его удовлетворения затрат, по­ложительную значимость этого удовлетворения и отри­цательную значимость последствий.

Для стратегии низшего типа характерны как раз определяющее влияние на эмоциональное настроение только что происшедших или вскоре предстоящих событий, тенденция «жить сегодняшним днем», при­носить более значимые, но отсроченные цели в жертву ближайшему их удовлетворению.

Наоборот, стратегия мотивации высшего типа, ко­торая формируется в онтогенетическом развитии че­ловека, отличается все большим опосредованием по­буждений, отсрочкой во времени, возрастанием вре­менного потенциала побуждений.

Известный психолог К. Бюлер, пытаясь объяснить явление все более отдаленного во времени предвос­хищения ребенком результата своих действий, выдви­нул даже «закон», согласно которому в ходе развития мотивации положительные эмоции перемещаются от конца действия к его началу. Этот «закон» отражает тот факт, что вначале ребенок способен радоваться лишь реально достигнутому результату, а затем может испытывать радость и задолго до его получения, предвидя и предвкушая этот результат.

Временной масштаб побуждения очень важен, так как определяет ту сферу прошлого опыта и перспективу будущего,-- через которые преломляется и переосмысливается данная ситуация и тем самым опре­деляется действительное содержание побуждения. Ко­личественное изменение временной сферы означает со­ответствующее изменение качественного содержания конкретных психологических явлений, питающих это побуждение. В число этих явлений входят практиче­ский, интеллектуальный и эмоциональный опыт и перс­пективы удовлетворения потребностей и целей, относя­щиеся как к ближайшим моментам прошлого и буду­щего, так и ко все более отдаленным их моментам. И чем шире временная сфера побуждения, тем богаче и основательнее интегрированное в нем психологи­ческое содержание.

Расширение временной сферы важно, поскольку оно означает расширение включенного в мотив, интегри­рованного в мотиве реального психологического со­держания. Не случайно поэтому развитие мотиваци­онной сферы обнаруживает совершенно определенную тенденцию к непрерывному и огромному расширению временной перспективы побуждений, начиная от по­вседневных потребностей и кончая жизненными целями и идеалами. А. С. Макаренко придавал огромное значение воспитанию мотивов широкой временной перспективы. Характеризуя естественный процесс раз­вития ребенка в этом плане, он писал: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перс­пективой, есть человек самый слабый . Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути . Чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей оптимистической перс­пективы».

Продолжительность периода, в который актуаль­но действует данное побуждение, зависит от многих обстоятельств, внешних по отношению к побуждению, в частности условий удовлетворения. Что же харак­теризует само побуждение? Важной и устойчивой его характеристикой является то, в течение которого времени данное побуждение может, в состоянии удерживаться при неблагоприятных обстоятельствах, несмотря на актуализацию и конкуренцию других побуждений, на трудности и функционально-энергети­ческие затраты, неизбежные для длительного поддержа­ния его актуальности. Для характеристики побуждения важно также, каковы его максимальные временные возможности, его потенциал. Время выступает как количественный показатель энергетических возможно­стей побуждения, но не как абстрактное время. Оно является количественной мерой устойчивости побуж­дения, поскольку наполнено реальными взаимодейст­виями. Чем длительнее временная сфера побуждения, тем шире круг взаимосвязей, в которые оно неиз­бежно должно вступить и преодолеть их, сохранив себя как целое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Больше по теме:

Уровни адаптации детей к школе
I. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилеже ...

План и результаты психологического исследования
Консультируя подростков, психолог-консультант должен учитывать психологические нормативные задачи возраста. К ним обычно относят: □ отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости; □ преодоление кр ...

Два подхода к исследованию темперамента
В изучении темперамента выявились два подхода к его исследованию — структурный и типологический. Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характерологических черт личности. При этом мнения различных ...