Онтогинез мотивационной структуры человека.

Другое о психологии » Проблемы мотивации в современной психологии » Онтогинез мотивационной структуры человека.

Страница 13

Второй этап — оформление качественных ступеней (и соответствующих ориентиров и критериев), т. е. выделение одних объектов или областей отношений как наиболее значимых, ведущих, а других—как второстепенных.

Побуждения ребенка раннего возраста еще не имеют той сферы относительности, того количествен­ного диапазона, в пределах которого они могут сдвигаться во времени, в пространстве, в качествен­ных особенностях средств удовлетворения. Это та сфера, тот диапазон, который возникает и постепенно расширяется с возрастным развитием ребенка и бла­годаря которому постепенно становятся возможны смысловые перестройки, целенаправленно регулирую­щие смещения мотивации и поведения в зависимости от изменившихся обстоятельств внешнего и внутрен­него порядка.

Но это требует уже большего функционально-энер­гетического потенциала мотивации и одновременно более зрелой содержательно-смысловой, интеллек­туальной, сознательно-волевой регуляции поведения. Умение подчинять сознанию спонтанно актуализи­рующиеся побуждения формируется довольно рано, с самых первых лет жизни, получает мощный толчок после овладения ребенком речью, но наиболее ярко выступает лишь в подростковом возрасте.

Формирование сознательно-воле­вого уровня мотивации состоит, во-первых, в обра­зовании иерархической, многоуровневой системы регу­ляции и в централизации этой регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня стихийно фор­мирующимся, импульсивным влечениям, потребно­стям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.

С формированием волевого уровня появляются принципиально новые возможности для направленной воспитательной работы в связи с образованием ме­ханизма самовоспитания и возможностью прямого, непосредственного осмысления и самоформирования основных целей, принципов, норм и идеалов.

Процесс формирования мотивации в плане воспи­тательного воздействия включает в себя два меха­низма. Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организован­ные воспитателем условия трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют от­дельные ситуативные побуждения, которые при систе­матической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные обра­зования. Образно говоря, это механизм формирования «снизу вверх».

Второй процесс заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побу­ждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие, объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими в огромной степени облегчают воспитуемому внутреннюю смысловую работу и из­бавляют его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Это механизм формирования «сверху вниз».

Первый механизм опирается в основном на есте­ственное динамическое усиление тех побуждений, ко­торые по своему содержанию могут служить зачатком, исходным пунктом формирования требуемой направ­ленности мотивации. Второй опирается в основном на искусственную содержательно-смысловую пере­стройку действующей системы мотивации. Первый стимулируется в основном изменением внешних усло­вий жизнедеятельности, второй — изменением внутриличностной «атмосферы» через внутреннюю созна­тельно-волевую работу по переосмысливанию мотивационной направленности поведения.

Полноценное формирование мотивационной систе­мы личности должно включать в себя оба механизма, и в большинстве случаев даже при стихийном фор­мировании они действуют оба. Вместе с тем один из них может преобладать, что говорит не только об их единстве, но и об относительной самостоятель­ности.

Недостаточность первого механизма, как такового, состоит в том, что, даже специально организуя про­цесс жизнедеятельности, мы еще не можем быть уверены, что сформируются именно требуемые по со­держанию побуждения. Поэтому желательно допол­нить этот механизм вторым, предъявляя воспитуемым требуемые от них нормы поведения, идеалы и объяс­няя им смысл и необходимость формирования именно этих побуждений. Недостаточность второго механизма состоит в воз­можности чисто формального усвоения требуемых по­буждений.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Больше по теме: