Принципи построения этнопсихологических исследований.

Другое о психологии » Введение в этническую психологию » Принципи построения этнопсихологических исследований.

Страница 1

В настоящее время в зависимости от того, как и какие используются методы и методики, изучение национально-психологических особенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.

Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения.

Его объектом обычно выступают:

- национальное сознание или самосознание;

- национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы;

- специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок;

- отдельные национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи;

- своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.

Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик, адекватных его целям и задачам. Или могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкретной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.

В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, в состав которой входит набор из 24 стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих:

- этнопсихологический опросник;

- методику исследования самоотношения;

- методику измерения локуса контроля;

- цветовой тест отношений; методику исследования направленности

интересов, ценностных ориентации и социальных установок;

- методику измерений ценностных ориентации;

- личностный ориентационный опросник;

- опросник измерения потребности в достижениях;

- тест для измерения художественно-эстетических потребностей;

- вопросник для оценки мотивации одобрения;

- вопросник для оценки мотивации к достижению цели;

- методику выявления импульсивности -целеустремленности;

- методику исследования нормативных предпочтений группы;

- методику оценки восприятия индивидом группы и др

Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе.

На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях естественного эксперимента.

Кросскулыпурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к разным нациям или в группах, где представители разных наций собраны вместе.

Впервые такое исследование было проведено в 1901 — 1905 американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы.

Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов.

Общее для всех них была исходная схема построения:

зависимости от целей исследования (изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп.При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

Во-первых, перед психологами встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.

Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей неодинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос: сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры? Или же: имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик. Несмотря на определенные ограничения, оно даст принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.

При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Историко-гносеологический подход применяется тогда, когда невозможны прямые контакты с представителями той или иной национальности. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии».

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Анализ результатов исследования
Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении. По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 27 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следую ...

Эволюция идей Ч.Ломброзо
Взгляды Ломброзо, изложенные в первом издании "Преступного человека", отличались определенной односторонностью, что вполне понятно, если учесть его необычайную увлеченность антропологическими идеями, граничащую с экстатическим с ...

Онтогинез мотивационной структуры человека.
Как указывает А. Н. Леонтьев, потреб­ности ребенка удовлетворяются взрослым безотно­сительно к продуктивности собственной (в основном игровой) деятельности ребенка. Неудовлетворение био­логических потребностей не стимулирует формиро­вание ...