Концептуальная теория психопатологии

Другое о психологии » Введение в концептуальную психотерапию » Концептуальная теория психопатологии

По нашему мнению корни психологических проблем кроются в самом процессе познания и восприятия. А именно в этапах концептуальной оценки конкретного эмоционального опыта/состояния (О

), в устанавливании/выборе конкретной морально-социальной нормы (У

- убеждение, мотив, установка, принцип, закон) по отношению к этим самым концептуальным оценкам. Также, мы полагаем, что рекация личности – конкретный поведенческий акт, эмоция, умозаключение – всегда адекватна своим установленным/выбранным морально-оциальным нормам. А сама проблема, появляется тогда когда в силу определенных обстоятельств меняется или же ломается уже привычный ход процесса восприятия, тем самым вызывая острый психический дискомфорт именуемый фрустрацией. В это самое время внезапно в уже давно автоматизированный процесс активизации гешальт-концепта конкретным А,

включается сознание для того чтобы разобраться в ситуации и решить проблему. Описанное состояние можно охарактеризовать одним словом – стресс. И подобное стресовое состояние будет продолжаться до тех пор пока не решиться концептуальный диссонанс между привычным/ожидаемым содержанеим гештальт-концепта и новым опытом. И чаще всего для снятия напряжения, т.е. для сохранения целостности гештальт-концепта, личность прибегает либо к отрицанию нового опыта (человек становиться более ригидным и искажаются логические и рациональные стороны осмысления реальности) или же забраковывает весь свой накопленный опыт в этой сфере, т.е. наделяет составляющие гештальт-концепта, и тем самым весь гештальт-концепт, прямо противоположенными качественными характеристиками (реакция человека становиться деструктивным так как заменив полюс одного конкретного гештальт-концепта тем сам вносит дисбаланс в сам КСЛ тем самым вызывая еще больший дисбаланс на уровне всего КСЛ). В норме концептуальный диссонанс должен решиться путем не отказа от принятия действительности (нежелание нарушить гомеостатическое состояние) и не путем полного отрицания эффективности ранее накопленного опыта (полное изменение качественного полюса гештальт-концепта) а путем реконструкции конкретного гештальт-концепта. Т.е. для изменения деструктивной реакции или же для востановления умения рационального осмысления действительностьи необходимо внести изменения в саму концептуальную триаду, т.е. в сам гештальт-концепт. И так как гештальт-концепты и состовляют саму концептуальную систему, то естественно, что внесенные изменения коснутся всей КСЛ. Именно поэтому данный подход мы назвали концептуальным.

Теория концептуальной психотерапии

Как было отмечно чуть выше – для изменения деструктивной реакции личности (поведение, эмоция, умозаключение) необходимо внести изменения в саму концептуальную тридау, т.е. в сам гештальт-концепт. Для этого необходимо сделать объектом психотерапевтических интервенций Э, О

и У.

Для этого нами были разработаны и разрабатываются разнообразные методы и техники, также для достижения отмеченной цели применяются методы и техники других психотерапевтических направлений – будь то в модифицированном или первоначальном виде. И поэтому концептуальную психотерапию по сути можно соотнести к числу интегративных подходов. В процессе применения/использования методов и техник концептуальной психотерапии так или иначе воссоздается процесс восприятия конкретного С.

Больше по теме:

Межличностные отношения
Если в самых общих чертах обрисовать отношения самоактуализированного человека с близкими ему людьми, то можно сказать, что они гораздо глубже, чем отношения обычного взрослого человека. Самоактуализированный человек склонен полностью за ...

Социометрический статус
Социометрия — это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии ...

Человек как душевная и духовная реальность
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с с ...