Ощущение

Ощущение – это познавательный психический процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение – предпосылка для создания образов, их познания. Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Первоначально учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин Ощущение трактовался широко, охватывая все явления чувственного отражения, включая и восприятие. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали Ощущение в качестве источника человеческого познания. А Вунд различал Ощущение и Восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные. Обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные. Особенно важны зрительные. Через глаз мы получаем примерно 80% об окружающем нас мире. Быстрота возникновения разных ощущений после начала воздействия неодинакова: осязательного – 0,09 с, слухового – 0,12 с, зрительного – 0,15 с. Отсюда следует, что звуковой аварийный сигнал будет воспринят несколько быстрее, чем световой. Все ощущения имеют некоторые особенности. Во-первых, наличие определенных границ и возможностей. Ощущения – пороговые. Нижний – абсолютный порог. Ощущение характеризует минимальную воздействия. Существует также порог различения близких между собой воздействий и верхний (абсолютный) порог, измеряемый такой максимальной силой воздействия, при которой еще сохраняются ощущения. Пороги характеризуют уровень развития чувствительности: чем он ниже, тем выше чувствительность.

Во-вторых, адаптация – изменение чувствительности в процессе приспособления к действующему воздействию. Дынные состояния легко пронаблюдать, например, при переходе из темного помещения в светлое, и наоборот. Сильные воздействия понижают чувствительность. Так, нормальная чувствительность слухового анализатора после резких звуков восстанавливается через несколько минут и даже часов.

В-третьих, взаимовлияние ощущений, например, слуховые влияют на зрительные, и наоборот, болевые на двигательные и т. д.

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различение близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Больше по теме:

Биография
Карл Густав Юнг родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно ...

Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нор ...

Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
После проведения исследования, в ходе которого мы входили в непосредственный контакт с исследуемыми подростками, нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков. Эти рекомендации представлены в нашей ра ...