Открытие эгоцентризма детского мышления

Страница 7

В психологии известно другое понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой:"социализация" как "очеловечивание" под влиянием воспитания, как "воздействие поколения взрослых на поколение молодых"(Э. Дюркгейм). Человек появляется на свет в качестве природного, асоциального существа. Воспитание, социализация создает в нем новое существо. Ононакладывается на биологическую природу человека, вытесняя свойственные ребенку как природному существу способы мышления. Для индивида такое воспитаниевыступает как давление, принуждение.

По Пиаже, социализация -- это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровняразвития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка -- переход от эгоцентрической позиции -к объективной.

Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах,когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой переломв развитии наступает около 78 лет.

До этого периода взаимодействие субъекта с миром вещей и людей подчиняется законам, которые Пиаже описывает в терминахбиологического приспособления. Он прямо указывает, что корни умственных операций надо искать в биологии. Можно дать мышлению его истинное объяснение,считает Пиаже, анализируя отношения организма с его окружением. Реальность, как она проявляется для ребенка,-- продукт исходного взаимодействия между умомребенка и окружающим его миром. Реальность, по Пиаже, или точнее -- представление о реальности конструируется интеллектом.

Каждое внешнее влияние предполагает со стороны субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию и аккомодацию.Ассимиляция и аккомодация -- корни двух антагонистических тенденций, которые проявляются, когда организм встречается с чем-то новым. Ассимиляция состоит вприспособлении объекта к субъекту, при котором объект лишается своих специфических черт. ("Ребенок -- раб прямого восприятия").Аккомодация, напротив, заключается в приспособлении прежде сформировавшихся реакций субъекта к объекту с переходом к новым способам реагирования. По своимфункциям эти процессы противоположны.

На протяжении ранних стадий развития любая умственная операция будет представлять собой компромисс между двумя тенденциями-- ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет "деформирующей", потому что при слиянии нового предмета со старойсхемой его черты искажаются, а схема благодаря аккомодации изменяется. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли.

Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход от "реализма" кобъективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. Когда между двумя тенденциямиустанавливается гармония, появляется обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, с точки зрения Пиаже, эторезультат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией. Такая ситуация, по его мнению, биологически неизбежна.

Благодаря чему же между ассимиляцией и аккомодацией устанавливается гармонический синтез? Они спонтанно связаны друг с другом ссамого начала своего функционирования. И если в течение долгого времени остаются антагонистами, то это происходит только под давлением внешнейдействительности и тех образов (слишком новых и слишком меняющихся), которые она беспрестанно поставляет мысли. По мере освоения действительностиассимиляция и аккомодация становятся все более координированными. Сначала согласованность этих двух процессов устанавливается как "механическая",которой еще предстоит превратиться в логическую или моральную. Но для этого субъекту необходимо руководствоваться точными и сознательными суждениями обоценке, о норме, которые проявляются в условиях социализации мысли. Таким образом, по Пиаже, к биологическим факторам на определенном и довольно высокомуровне развития присоединяются социальные (в смысле "социализации") факторы, и благодаря им у ребенка вырабатываются логические нормы. После этогоребенок становится "проницаемым для опыта", то есть ассимиляция перестает быть "деформирующей", эгоцентрической. С приобретением этойспособности взаимодействие логического разума и самого опыта оказывается достаточным для дальнейшего интеллектуального развития.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме:

Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса
На основе проведенных исследований темперамента и социометрического статуса можно проверить наличие взаимосвязи между ними. Результаты теста-опросника Айзенка показали, что в классе: Сангвиников – 10 или 50% Холериков – 4 или 20% Флег ...

Биография
Карл Густав Юнг родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно ...

Актуальность проведения профотбора на «КВЕСТ»
Сервисный центр ООО «КВЕСТ» обеспечивает необходимым техническим обслуживанием клиентов г.Новосибирска и п.Краснообска. Наличие запасных частей и повышение квалификации персонала сервисного центра позволяет поддерживать постоянно высокий ...