Открытие эгоцентризма детского мышления

Страница 3

Отсутствие этого умения наиболее ярко проявляется в том, как дети определяют понятие. Пиаже экспериментально показал, что каждоедетское понятие определяется большим числом разнородных элементов, не связанных иерархическими отношениями. Например, ребенок, определяя, что такое сила,говорит "Сила -- это, когда можно нести много вещей". Когда его спрашивают "Почему ветер обладает силой9" -- он отвечает: "Это,когда можно двигаться вперед". Тот же ребенок говорит по поводу воды: "Ручьи обладают силой, потому что она (вода) течет, потому что онаспускается" Через минуту (если тонет камень, брошенный в воду) он говорит, что вода не имеет силы, потому что она ничего не несет. Еще через минуту онговорит "Озеро обладает силой, потому что несет на себе лодки".

Особенно трудно ребенку дать определение для относительных понятий -- ведь он думает о вещах абсолютно, не осознавая (какпоказывают эксперименты) отношений между ними. Ребенок не может дать правильное определение таких понятий, как брат, правая и левая сторона, семья и др., дотех пор, пока не обнаружит, что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Известный тест о трех братьях может служить хорошим примером этому("У Эрнеста три брата -- Поль, Анри, Шарль. Сколько братьев у Поля? А у Анри? А у Шарля?"). Пиаже спрашивал, например, Л :

"Есть у тебя братья?" -- "Артур". -- "А у него есть брат"? -- "Нет". --"А сколько у вас братьев в семье?" -- "Двое". -- "А у тебя есть брат?" -- "Один". -- "А он имеет братьев?"-- "Совсем не имеет". -- "Ты его брат9" -- "Да". -- "Тогда у него есть брат?" -- "Нет".

Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к противоречиям, которыми насыщены детские определенияпонятий. Пиаже характеризовал противоречие как результат отсутствия равновесия: понятие избавляется от противоречия, когда равновесие достигается. Критериемустойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли. Он понимал ее как такое умственное действие, когда, отправляясь от результатов первого действия,ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, невидоизменяя его. Каждому умственному действию соответствует симметричное действие, которое позволяет вернуться к отправному пункту.

Важно отметить, что, по мнению Пиаже, в реальном мире обратимость отсутствует,-- лишь интеллектуальные операции делают миробратимым Поэтому обратимость мысли и, следовательно, освобождение от противоречия не может возникнуть из наблюдения за явлениями природы. Онавозникает из осознания самих мыслительных операций, которые совершает логический опыт не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какаясистема определений дает "наибольшее логическое удовлетворение". Логический опыт -- "это опыт субъекта над самим собой, поскольку онявляется субъектом мыслящим,-- опыт, аналогичный тому, который проделывают над самим собой, чтобы урегулировать свое моральное поведение; это усилие осознатьсвои собственные умственные операции (а не только их результаты), чтобы видеть, связаны ли они между собой или противоречат друг другу",-- писал Пмаже всвоей ранней работе "Речь и мышление ребенка". В этой мысли содержится зародыш того эпистемологического вывода из последних работ Пиаже, которыйстал уже психологическим требованием к новой педагогике.

Для формирования у ребенка подлинно научного мышления, а не простой совокупности эмпирических знаний недостаточно проведенияфизического эксперимента с запоминанием полученных результатов. Здесь необходим опыт особого рода -- логико-математический, направленный на действия иоперации, совершаемые ребенком с реальными предметами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Больше по теме: