Коррекционно-развивающая программа «путь к вершине»

Страница 1

Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и плодотворного взаимодействия с учителями и родителями, адаптация в системе общественных отношений на новой ступени развития и личностный рост.

Задачи программы:

- формирование социального доверия;

- формирование высокой самооценки и уровня притязаний, а так же самоуважения и уверенности в себе;

- развитие социальных эмоций и коммуникативных навыков;

- развитие внутренней активности и самостоятельности при решении проблем;

- формирование способности к гибкому ситуативному поведению;

- самоопределение.

Предмет коррекции: коммуникативная, эмоциональная и интеллектуальная сфера.

Объект коррекции: учащиеся старшего школьного возраста.

Никто не сможет возразить против того, что болезнь лучше предупредить, чем потом ее лечить. Поэтому главная цель коррекционной программы, прежде всего, воспитание, а не перевоспитание, профилактика, а не лечение. Легче всего предупредить болезнь, устранив ее причину, поэтому для профилактики отклоняющегося поведения необходима комплексная работа не только с учащимися, но и с их семьями, а также с учителями. Однако практика показывает, что изменить окружающий мир гораздо сложнее, чем научиться к нему приспосабливаться. Поэтому данная коррекционная программа направлена, прежде всего, на то, чтобы научить старшеклассников жить в этом мире.

Коррекционная программа очень удобна для работы в школе, поскольку позволяет успешно совмещать индивидуальную и групповую деятельность. Соответственно, можно охватить всех учащихся сразу, а не избранных 7—10 человек «особо нуждающихся» в коррекции, и создавать условия успешной адаптации и социализации для всего классного коллектива, не нарушая его целостности. При этом коррекция «особо нуждающихся» школьников будет, безусловно, более эффективна.

Программа включает 4 этапа коррекции:

I этап—ориентировочный (осознание себя и окружающей реальности) - занятия 1-2;

II этап—реконструктивный (осознание личных проблем и необходимости их решать) - занятия 3-5;

III этап — закрепляющий (разрушение стереотипов мышления и поведения и репетиция альтернативных способов поведения) - занятия 6-8;

IV этап — анализ и контроль (подведение итогов работы группы и выявление положительных личностных изменений) - занятия 9-10.

В каждом этапе всегда имеют место 3 основных фронта работ: 1) диагностика, 2) индивидуальная работа и 3) групповая работа; причем диагностика и индивидуальная работа всегда предшествует групповой деятельности. А анализ работы, проведенной на каждом предыдущем этапе, позволяет психологу вносить, в случае необходимости, коррективы в последующий этап. Коррекционная программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия распределяются по усмотрению психолога с учетом наличия свободного времени у учащихся. В среднем — можно устраивать одно занятие 1 раз в 4 недели. Однако не все занятия имеют одинаковые временные границы, поэтому более протяженные по времени (2—3 часа) и психологически сложные занятия рекомендуется проводить на каникулах или перед выходными днями.

Диагностика и индивидуальная работа со старшеклассниками

Диагностика учащихся проводится на каждом этапе коррекционной деятельности.

Для удобства обработки и экономии времени можно разработать специальные бланки для некоторых методик, диагностирующих индивидуальные характеристики старшеклассников.

Самоанализ по методу «Я должен . Я не могу . Я боюсь .» может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой работе, однако практика показывает, что эта деятельность воспринимается клиентом лучше при индивидуальной работе.

Метод самоанализа «Я должен . Я не могу . Мне надо . Я боюсь»

Процедура метода

Ребенок в письменной форме продолжает данные фразы (нужно записать как можно больше вариантов продолжений). Затем фразы зачитываются, но уже с другим началом: «Я предпочитаю . Я не хочу . Я хочу . Я страстно желаю .», соответственно. После этого учащийся сравнивает смысл начального и конечного варианта и анализирует справедливость обоих вариантов по отношению к себе.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса
На основе проведенных исследований темперамента и социометрического статуса можно проверить наличие взаимосвязи между ними. Результаты теста-опросника Айзенка показали, что в классе: Сангвиников – 10 или 50% Холериков – 4 или 20% Флег ...

Сравнительный анализ результатов первичного и контрольного исследования
Сравнительный анализ уровня тревожности учащихся до и после проведения коррекционно-развивающих занятий Как видно из сравнительной гистограммы уровня тревожности, уровень общей тревожности в группе снизился с 44% до 36,5%. Если при перв ...

Темперамент: понятие, виды, теории
Свойства темперамента одинаково проявляются в различной деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Ро ...