Со времени выдвижения этой гипотезы интересы Пиаже разделились. С одной стороны, открывалось разнообразие и богатствопсихологических фактов, с другой -- назрела необходимость их строгой интерпретации с помощью аксиоматических моделей, взятых из логики, и дальнейшейразработки этих моделей. Этому также посвящено несколько трудов Пиаже.
В 1939-1950 годы Пиаже продолжил исследования в области психологии мышления. Он изучал формирование понятий движения, скорости,времени, представления ребенка о пространстве и геометрии. Совместно с М. Ламберсье было начато исследование восприятия, которое интересовало Пиаже всвязи с развитием интеллекта. Основная проблема, занимавшая Пиаже в эти годы,-- соотношение интеллекта и восприятия. Эта проблема касается различия и сходствамежду этими двумя структурами познания, отношения между восприятием и понятием. Пиаже поднимает вопрос о значении восприятия в познавательной деятельности вцелом. Одной из задач было проверить выводы гештальттеории, которая не удовлетворяла Пиаже в связи с пониманием проблемы интеллекта. На основеэкспериментального изучения перцептивных процессов им была показана вероятностная природа восприятия.
В этот же период Пиаже было проведено экспериментальное исследование перехода от мышления ребенка к мышлениюподростка, была дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретикопознавательная концепция "генетическойэпистемологии". Главные публикации этого времени -- три тома "Введения в генетическую эпистемологию".
Таким образом, спустя тридцать лет, написав более двадцати томов психологических исследований, Пиаже вновь вернулся к 141 своейцентральной философской идее -- генетической эпистемологии, опирающейся на психологию.
С 1955 г. начался новый период деятельности Пиаже. В этом же году в Женеве был создан Международный центр генетическойэпистемологии, в котором стали сотрудничать специалисты многих областей знания из разных стран. Пиаже стал воглаве этого Центра. Проведение ежегодныхдискуссий по проблемам психологии, логики, биологии, эпистемологии и их обобщение позволили Пиаже и. его сотрудникам опубликовать более тридцати томовматериалов. Центра.
В том же году Пиаже развил гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Согласно этой гипотезе, винтеллектуальном развитии можно выделить три больших периода: сенсомоторный, период подготовки и период реализации конкретных операций, формальных операций.Эти периоды, в свою очередь разделяются на подпериоды подготовки и реализации структур интеллекта, характерных для периода в целом. В каждом подпериоде Пиажеописывал возрастные стадии развития, позволявшие шаг за шагом проследить достижение интеллектуальных операций. Дальнейшие работы Пиаже, вышедшие впоследующие 25 лет, были посвящены развитию памяти, формированию умственного образа у ребенка, общим проблемам биологии и психологии, теории познания(эпистемологии) и философии, анализу развития сознания у ребенка. Как и восприятие, процессы памяти и воображения Пиаже также рассматривал в их отношении кинтеллекту. Поэтому стадии интеллектуального развития-, намеченные Пиаже, можно трактовать как стадии психического развития в целом, поскольку развитие всехпсихических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.
Основная идея, развиваемая во всех произведениях Пиаже, состоит в том, что интеллектуальные операции осуществляются в формецелостных структур. Эти структуры формируются благодаря равновесию, к которому стремится эволюция. Исследование интеллектуальных структур, анализ их отношенияк нервным структурам, с одной стороны, и к структурам математическим, логическим и лингвистическим,-- с другой, служит подготовкой к созданию общейтеории структур. Этому посвящена одна из обобщающих работ Пиаже
Больше по теме:
Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса
В учебном контексте усложняющаяся клиническая информация представляется на супервизиях в дидактической (а не эмпирической) форме. Практикант имеет возможность использовать супервизорскую информацию в личных или практических целях, но дела ...
Анализ результатов первичного исследования адаптивных возможностей
умственно-отсталых подростков
Анализ результатов первичного исследования по методике Филлипса
Цель: исследование уровня школьной тревожности. Дата проведения: 15.04.2005г. В эксперименте приняло участие 10 учащихся 8класса Стародубской специальной общеобразовательной ...
Психология групповой агрессии
Психология групповой агрессии - явление, еще не до конца изученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей из с ...

