Этапы научной биографии

Страница 3

Со времени выдвижения этой гипотезы интересы Пиаже разделились. С одной стороны, открывалось разнообразие и богатствопсихологических фактов, с другой -- назрела необходимость их строгой интерпретации с помощью аксиоматических моделей, взятых из логики, и дальнейшейразработки этих моделей. Этому также посвящено несколько трудов Пиаже.

В 1939-1950 годы Пиаже продолжил исследования в области психологии мышления. Он изучал формирование понятий движения, скорости,времени, представления ребенка о пространстве и геометрии. Совместно с М. Ламберсье было начато исследование восприятия, которое интересовало Пиаже всвязи с развитием интеллекта. Основная проблема, занимавшая Пиаже в эти годы,-- соотношение интеллекта и восприятия. Эта проблема касается различия и сходствамежду этими двумя структурами познания, отношения между восприятием и понятием. Пиаже поднимает вопрос о значении восприятия в познавательной деятельности вцелом. Одной из задач было проверить выводы гештальттеории, которая не удовлетворяла Пиаже в связи с пониманием проблемы интеллекта. На основеэкспериментального изучения перцептивных процессов им была показана вероятностная природа восприятия.

В этот же период Пиаже было проведено экспериментальное исследование перехода от мышления ребенка к мышлениюподростка, была дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретикопознавательная концепция "генетическойэпистемологии". Главные публикации этого времени -- три тома "Введения в генетическую эпистемологию".

Таким образом, спустя тридцать лет, написав более двадцати томов психологических исследований, Пиаже вновь вернулся к 141 своейцентральной философской идее -- генетической эпистемологии, опирающейся на психологию.

С 1955 г. начался новый период деятельности Пиаже. В этом же году в Женеве был создан Международный центр генетическойэпистемологии, в котором стали сотрудничать специалисты многих областей знания из разных стран. Пиаже стал воглаве этого Центра. Проведение ежегодныхдискуссий по проблемам психологии, логики, биологии, эпистемологии и их обобщение позволили Пиаже и. его сотрудникам опубликовать более тридцати томовматериалов. Центра.

В том же году Пиаже развил гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Согласно этой гипотезе, винтеллектуальном развитии можно выделить три больших периода: сенсомоторный, период подготовки и период реализации конкретных операций, формальных операций.Эти периоды, в свою очередь разделяются на подпериоды подготовки и реализации структур интеллекта, характерных для периода в целом. В каждом подпериоде Пиажеописывал возрастные стадии развития, позволявшие шаг за шагом проследить достижение интеллектуальных операций. Дальнейшие работы Пиаже, вышедшие впоследующие 25 лет, были посвящены развитию памяти, формированию умственного образа у ребенка, общим проблемам биологии и психологии, теории познания(эпистемологии) и философии, анализу развития сознания у ребенка. Как и восприятие, процессы памяти и воображения Пиаже также рассматривал в их отношении кинтеллекту. Поэтому стадии интеллектуального развития-, намеченные Пиаже, можно трактовать как стадии психического развития в целом, поскольку развитие всехпсихических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.

Основная идея, развиваемая во всех произведениях Пиаже, состоит в том, что интеллектуальные операции осуществляются в формецелостных структур. Эти структуры формируются благодаря равновесию, к которому стремится эволюция. Исследование интеллектуальных структур, анализ их отношенияк нервным структурам, с одной стороны, и к структурам математическим, логическим и лингвистическим,-- с другой, служит подготовкой к созданию общейтеории структур. Этому посвящена одна из обобщающих работ Пиаже

Страницы: 1 2 3 

Больше по теме:

Задачи развития
Младший подростковый возраст — 10—11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает боль ...

Индивидуальные методы обучения
Выполнение практических заданий Индивидуальные практикумы. Под ними понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя. Основное назначение этого метода - развитие способностей и выработка ст ...

Сущность и специфика творческой деятельности.
"В своих мыслях, где-то в себе он открывает новый, более чудесный мир. А далее необходимо найти себя в обществе, себя в человеке, себя в мире" – так характеризует В.Леви ступени творчества. Будучи еще детьми, мы начинаем мыслит ...