У всех нас случаются периоды тревожности, депрессии, беспричинного гнева и неадекватного подхода к трудностям жизни. В эпоху быстрых социальных и технологических перемен нелегко получать удовлетворение от жизни и осмысливать ее. Многие из традиционных взглядов на религию, работу, секс, брак и семью подвергаются испытанию, и те социальные ценности, которые обеспечивали чувство безопасности нашим бабушкам и дедушкам, уже не являются ясными ориентирами для поведения. Редкий человек сможет пройти по жизни, не испытав одиночества, неуверенности в себе и отчаяния. Впервые изучающие психологию аномалий очень часто начинают находить у себя признаки психических расстройств, аналогично студентам-медикам, обнаруживающим у себя множество новых болезней, о которых они прочитали. Некоторые из описываемых симптомов хотя бы однажды были у многих из нас, но это не причина для беспокойства. Однако если неприятные чувства беспокоят вас длительное время, никогда не повредит обсудить это с кем-то, например, со школьным врачом или консультантом студенческой поликлиники.
Что имеют в виду под "аномальным" поведением? По каким критериям его отличают от "нормального"? Единого мнения здесь нет, но большинство описаний аномальности включают одно или более из нижеследующих определений. Многие характеристики, например вес, рост и интеллект, когда их замеряют у группы людей, попадают в некоторый диапазон величин. Большинство людей имеют средний рост, и только немногие люди слишком высоки или низкорослы. Одно из определений аномальности связано со статистической частотой: аномальное поведение является более редким или отклоняющимся от нормы в статистическом смысле. Но, согласно такому определению, человек чрезвычайно умный или необычайно счастливый должен быть отнесен к аномальным. Поэтому, определяя аномальное поведение, следует учитывать не только его статистическую частоту. Существует развернутая классификация аномального поведения. Некоторые виды такого поведения проявляются в острой форме и преходящи, они возникают в результате определенных стрессовых событий, тогда как другие являются хроническими и длятся иногда всю жизнь. Поведение и эмоциональные проблемы каждого человека уникальны; не существует двух людей, ведущих себя совершенно одинаково и обладающих одинаковым жизненным опытом. Однако патопсихологи находят достаточно много общего, чтобы относить каждый из случаев к тому или иному классу.
Согласно Л. Кошчу (1974) аномалия - это общее понятие, включающее практически все, часто очень неточно и неопределенно используемые понятия, такие как, например, исключительный, гендикепированный, инадаптированный, дискордантный, дефицильный, нарушенный, дефективный и т.п. Понятие "аномальные дети" используемое в России, можно сравнить с нашим понятием "дети, нуждающиеся в специальной заботе". Чеплин определяет аномалию как "очевидное отклонение от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние".
К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальным поведением относятся в первую очередь следующие:
Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
Больше по теме:
Результаты и их интерпретация
Полученные данные позволяют сделать определённые предположения относительно взаимосвязи отдельных признаков.
Однако для достоверного изучения данные исследования были подвергнуты математико-статистической обработке, при помощи статистиче ...
Социально-психологическая характеристика
Я-концепции как научного феномена
Я в социальном мире определяется: Я - концепция - это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженное с их оценкой, а так же совокупность установок, направленных на самого себя.
Я-конценция представляет собой составляю ...
Социальные отношения
Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруентными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.
Роджерс полагает, что ...

