Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"

Другое о психологии » Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"

Страница 2

Так, по мере взросления ребенок приобретает новые знания, умения, навыки в определенном виде деятельности. Он как бы становится на уровень выше. Соответственно, на более высоком уровне развития к нему предъявляют более высокие требования, у него появляются новые обязанности, он должен осваивать новые социальные роли. В процессе освоения нового сознание ребенка вновь претерпевает изменения, следовательно, снова меняется система отношений, снова идет развитие.

Л.С. Выготский полно и тщательно, с привлечением особого внимания читателя, выводит то понятие среды, которое является одним из главных в его работе. Он даже перефразирует понятие «социальная среда» в более точное для его концепции – «социальная ситуация развития». Он пишет о ней так: «Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (с.258-259). Главный тезис здесь: социальная действительность – основной источник развития. И с этим нельзя поспорить, ведь все, что окружает ребенка с момента его рождения обусловлено и социальными отношениями людей, и отношениями людей к предметам. Сюда входят и общепринятые нормы поведения и морали, и история развития народа или собственной семьи, и уровень жизни – одним словом, вся культура той среды, в которой выпало родиться и жить ребенку. Все это было до его появления, и будет сопровождать его в течение всей жизни. Это и есть тот путь, проходя по которому, ребенок будет усваивать исторически сформировавшиеся формы и способы поведения и деятельности, и они будут уже особенностью его личности.

Л.С. Выготский отмечает также, что «Социальная ситуация развития … определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка» (с.259). Сравним, например, ребенка из мегаполиса и глухой африканской деревушки (одного возраста). Различны социальные ситуации развития – различны и образы жизни. Это довольно глобальное сравнение. Однако у большинства детей больших городов образ жизни примерно одинаковый, а различия в их развитие вносят отношения с окружающими людьми.

При рассмотрении такого понятия, как зона ближайшего развития, Л.С. Выготский пишет: «С помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно» (с.263). И если сегодня при решении задача не может быть решена ребенком без помощи кого-либо, то завтра он может справиться с ней сам, если оказанная ему помощь пойдет на пользу. Следовательно, развитие «пойдет в гору» под влиянием все той же социальной ситуации развития, в конкретном случае – взаимодействия с более опытным человеком.

Закончить работу хотелось бы такой цитатой: « Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми» (с.265). Под словом «сотрудничество» здесь можно понимать весь спектр человеческих отношений (речевое общение, чувственные отношения, совместная деятельность, протекающие в рамках определенной культуры), которые, возникая в каждый момент жизни ребенка, вносят свою лепту в развитие его как личности.

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Корреляционный анализ результатов исследования
Хотя на первый взгляд результаты первичного и контрольного исследования значительно отличаются друг от друга, мы не можем достоверно утверждать, что эксперимент удался. Для этого необходимо установить являются ли статистически достоверным ...

Психофизические теории
Еще во времена античности возникли две конкурирующие психофизические теории - "мозгоцентрическая" и "сердцецентрическая". Первым, кто утверждал, что мозг является органом души, был врач Алкмеон из Кротоны (6 в. до н. э ...

Характер как стержень душевной жизни
Выдающийся философ И. Кант о характере человека написал следующее: "Сказать о человеке просто, что у него характер - значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызыва ...