Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при ра­боте с конфиденциальной информацией

Другое о психологии » Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией » Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при ра­боте с конфиденциальной информацией

Страница 1

В психологии существуют различные методики оценки личности, такие как наблюдение, опрос, тестирование и проективные методики. Далее будем рассмат­ривать тестирование.

Методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"

Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочи­тают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжа­ются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Чет­вертые поступают как-то по-другому. Этот опросник позволяет выявить домини­рующий у данного человека способ решения жизненных проблем. Методика "Вы­ход из трудных жизненных ситуаций" позволяет узнать насколько психологиче­ски адекватно человек будет реагировать на возникающие проблемы. Ее можно применять с целью выяснения насколько жизненные проблемы будут влиять на психологическое равновесие человека.

Методика диагностики межличностных отношений Лири

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар),

Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я",

а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной ме­тодики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаи­мооценке.

При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наи­более часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе глав­ных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифферен­циала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом аме­риканскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелю­бие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизон­тальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определен­ным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказыва­ются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 ти­пов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсив­ности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение ка­кого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они груп­пируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обра­ботке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведе­ния людей, Т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
После проведения исследования, в ходе которого мы входили в непосредственный контакт с исследуемыми подростками, нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков. Эти рекомендации представлены в нашей ра ...

Многомерность категории "деятельность"
Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его вну ...

Проблема осознаваемости мотива и бессознательная мотивация
Вопрос об осознаваемости мотива, как и многие другие, относящиеся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Во многом это связано с неодинаковым пониманием сущности мотива. В определенный период мешали этому и идео ...