Субъективные составляющие конфликта

Другое о психологии » Анализ структуры конфликта » Субъективные составляющие конфликта

Страница 4

Б. Личность оппонента.

Происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное.

Интересна оценка устремлений противоборствующей стороны. Исследования показали, что только 12% участников конфликта высказали мнение, что противоположная сторона была готова к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству[8].

Таким образом, искажение восприятия личности оппонента проходит по формуле «образ врага» со всеми свойственными ему характеристиками, представляющими собой сочетание как истинных, так и иллюзорных качеств. Признаки того, что в сознании сформировался образ врага, признаки, которые должны насторожить и заставить усомниться в собственной объективности, таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Последние три свойства особенно показательны.

Пытаясь определить собственную степень искажения ситуации или искажение ее оппонентом, можно опираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтной ситуации:

· Состояние стресса обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие.

· Высокий уровень негативных эмоций ведет к резкому искажению.

· Чем ниже уровень информированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на созданный уже образ врага.

· Личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайний характер.

· Неумение предвидеть последствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов.

· Увеличение значимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения.

· Доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды» предопределяет ошибочное восприятие конфликта.

· Негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению.

· Ограниченность во времени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.

Страницы: 1 2 3 4 

Больше по теме:

Принципы формирования когнитивной установки жизни у детей
Процесс “приватизации” сознания (по меткому выражению А.Г. Асмолова) у детей и подростков в нашей культуре приводит кувеличению степеней ментальной свободы и, как следствие, чувству растерянности и тревоги перед ответственностью за жизнен ...

Этнические грани личности
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Те черты, которы ...

Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необход ...