Сохранение и забывание представляют собой две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации.
Сохранение - не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала. Психологи отмечают, что процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции. Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала, его реконструкции, овладению им.
Реконструкция содержания памяти, динамика процессов сохранения и забывания всегда задается предстоящими целями, связана с ориентацией на будущее. Забывается то, что не входит в целостную систему целеполагания субъекта, что перестает быть для него существенным и значимым. Сохраняется и помнится все то, что лежит в системе сознательно организованной, спланированной жизни. Из прошлого в будущее переносится и сохраняется то, что служит условием постановки новых жизненных целей субъекта.
Выделяется на три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки.
1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс "самоорганизации" индивидуального опыта человека.
2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои "продукты". Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.
3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.
Память в отличие от других познавательных процессов имеет своим предметом не связи и отношения самих объективных вещей, а отношение субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь организует и реконструирует уже добытое. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отвечающих им представлений.
Область действительного творчества памяти - это не познавательная сфера, а сфера формирования личности. При этом память не создает личность своими средствами. Основа формирования человека - индивидуальный опыт. Однако, если бы продукты этого опыта сохранялись в человеке в таком же "элементном" и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они никак не могли бы в нем структурироваться. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение личности.
С этих позиций центральная функция памяти - приведение к единству, связывание в целое внутреннего опыта субъекта. Именно за счет непрерывной и одновременной работы со всей совокупной картиной индивидуального опыта "широта памяти" противостоит "узости сознания", в которой выражается "целевая" локализация всех других познавательных процессов.
Больше по теме:
Kультуpa вoпpoca и oтвeтa в paбoтe
юpиcтa
Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу - необходимый элемент логической культуры.
И. Кант писал: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по ...
Определение понятия «вандализм»
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати, опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма.
Слово "вандализм" пр ...
Лечение алкоголизма
Строго говоря, алкоголизм не лечится. Все виды лечения сводятся к тому, чтобы помочь человеку полностью бросить пить. Но большинство алкоголиков не хотят бросать пить, а хотят стать умеренно пьющими, что невозможно.
Стационарное лечение ...