В психологической литературе описаны примеры волевого поведения, в которых содержится описание способов произвольного изменения побуждения через изменение смысла действия. Изменения смысла действия можно достичь:
- во-первых, через переоценку значимости мотива, при обесценивании предмета потребности (в психологии этот способ известен под общим названием "зелен виноград" - по басне И.А.Крылова "Лиса и виноград");
- во-вторых, через изменение роли и позиции человека в общности (отстающим школьникам поручали опекать ребят младших классов и помогать им в учебе; изменение позиции привело к тому, что учеба для отстающих школьников получила новый смысл и они стали более настойчивы в своей учебной работе);
- в-третьих, через предвидение и эмоциональное переживание результатов своих действий (А.И.Высотский приводит пример поведения девочки, которая боялась спускаться ночью в темный подвал. Но мысль о том, что больной матери будет хуже, если она этого не сделает, победила страх, и девочка спустилась в подвал);
- в-четвертых, через обращение к символам, ритуалам для укрепления действия (вынос знамени во время боя относится к такого рода способу волевой регуляции);
- в-пятых, через соединение заданного действия с другими, более высокими мотивами (долга, чести, ответственности и т.п.);
- в-шестых, через воображение ситуации с новым мотивом (например, представляя, что заданное действие выполняется в условиях соревнования) и ряд других способов.
Оценивая человека по критерию "волевой-слабовольный" в соответствии с описанным механизмом волевым следует считать человека, способного создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Волевым также надо признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой.
Больше по теме:
Алкоголизм как вид девиантного поведения
С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был осво ...
Характер как стержень душевной жизни
Выдающийся философ И. Кант о характере человека написал следующее: "Сказать о человеке просто, что у него характер - значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызыва ...
Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе
Понятие «агрессия» происходит от латинского «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательно ...