О динамике акцентуаций характера

Акцентуации характера » О динамике акцентуаций характера

Страница 2

3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов, описанных нами: и промежуточных, и "амальгамных".

Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного – в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу.

Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими.

Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части гипертимов в послеподростковом возрасте (18-19 лет) в циклоидный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипер-тимности появляются короткие субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо.

Примером трансформации типов акцентуации под действием экзогенных биологических факторов является присоединение, аффективной лабильности ("легко взрываются, но быстро отходят") как одной из ведущих черт характера к гипертимному, лабильному, астено-невротическому, истероидному типам акцентуации вследствие перенесенных в подростковом и молодом возрасте легких, но повторных черепно-мозговых травм.

Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них: 1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности; 2) особый вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под названием "потворствующая гипопротекция", когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.; 3) доминирующая гиперпротекция ("гиперопека"); 4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания "кумира семьи"; 5) эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения (воспитание по типу "Золушки"); 6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений; 7) в условиях повышенной моральной ответственности; 8) в условиях "культа болезней".

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина
Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей среде, то Выготский рассматривает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста человека меняется роль ...

Виды валидности при оценке психологического эксперимента
Виды валидности – это направления сравнений реально проводимых экспериментов с мысленными образцами. Оценка валидности связана как с оценкой реализации выбранных форм экспериментального контроля, так и с оценкой системы умозаключений при ...

Выводы
Для меня работа над курсовой имеет очень большое значение. Во-первых, я изучила большое количество литературы, которая помогла мне увидеть в группе ребенка с аффективным поведением. А в дальнейшем помогла разработать методику констатирую ...