Анализ трудностей, возникающих в процессе создания службы раннего психолого-педагогического сопровождения

Другое о психологии » Актуальные проблемы раннего психолого-педагогического сопровождения » Анализ трудностей, возникающих в процессе создания службы раннего психолого-педагогического сопровождения

Страница 1

Анализ трудностей, поиска решений, возникающих в процессе создания службы сопровождения аномального ребенка, необходим с позиции богатого научного наследия отечественной дефектологии. И вместе с тем применять эти знания в реальности всегда затруднительно - существует целый ряд объективных трудностей, с которыми невозможно не считаться.

В ряду негативных тенденций в развитии системы ранней помощи в субъектах Российской Федерации можно указать следующее:

Постепенное перерождение службы ранней помощи в коррекционные группы для детей с отклонениями в развитии.

Логика функционирования служб ранней помощи (в западной традиции - «службы раннего вмешательства») и специфика их деятельности предполагают непосредственное включение родителей в процесс коррекционной работы, их целенаправленное обучение, сопровождение и психологическую поддержку. Этого требует эмоциональная вовлеченность близких взрослых в воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появление в семье такого ребенка может рассматриваться как кризисная жизненная ситуация и нередко провоцирует распад семьи, что имеет негативные последствия как социально-экономического, так и психологического характера. Возможности специалистов педагогического профиля в данной области весьма ограничены, что подразумевает делегирование семьи в партнерские организации, специализирующиеся на оказании такого рода помощи. Между тем сложившиеся стереотипы поведения, деятельности препятствуют формированию у специалистов установок на развитие и расширение внешней сети, налаживание взаимодействия с организациями и учреждениями смежных областей, консультантами и психотерапевтами, к которым служба могла бы переадресовать клиента в случае необходимости.

В представлениях большинства родителей помощь семье сводится к регулярным занятиям ребенка со специалистами (в некоторых регионах РФ показатель респондентов, которые не считают такую форму помощи нужной, доходит до 40%)[3]. В сочетании с достаточно низким уровнем квалификации специалистов центров в области консультирования такая установка родителей в значительной мере препятствует развитию комплексной помощи семье. В этой связи стоит упомянуть тот факт, что недостаточный уровень осознания родителями своих потребностей и проблем зачастую связан с их низким социально-экономическим статусом. Результатом этого становится «выпадение» семей с низким достатком и социальным статусом из поля зрения деятельности социальных служб, усугубление тяжести имеющейся проблемы и состояния ребенка, негативный прогноз его развития и фатальное сужение перспектив реабилитиции и абилитации.

Низкая актуальность потребности в психологической помощи взрослым в семье в совокупности с инерцией установок специалистов служб ранней помощи приводит к редуцированию в их деятельности психологической составляющей и трансформации службы в группы кратковременного пребывания для проблемных детей. Находясь на базе дошкольного образовательного учреждения, служба ранней помощи перерождается в рядовое подразделение ДОУ. Будучи эффективной формой работы с нормально развивающимися дошкольниками, в случае с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, такие группы оказываются недостаточными для процесса абилитации, и поэтому малоэффетивными. Таким образом, созданные для решения задач раннего выявления и оказания своевременной, а именно ранней помощи, службы постепенно теряют свои приоритеты и перестают выполнять возложенные на них функции.

Однако такая траектория развития характерна в большей степени для служб, которые «созданы сверху». Такой путь организации служб можно считать отчасти искусственным: не все привлеченные специалисты в полной мере разделяют и принимают принципы оказания ранней помощи, оставаясь на профессиональных позициях, воспринятых в предшествующий период работы. Если говорить о службах, «созданных снизу», по инициативе самих специалистов, то следует отметить наличие более адекватных профессиональных установок, ориентации на оказание комплексной помощи и целенаправленную специальную работу с родителями, что является необходимым условием эффективной работы службы. Будучи созданы энтузиастами, осознавшими важность раннего выявления отклонений отклонений или факторов риска в развитии ребенка и оказания его семье комплексной помощи и поддержки, такие службы оказываются способными к гибкому реагированию на запросы семьи, придерживаются в своей деятельности принципов системности и комплексности, стремятся привлекать к решению своих задач организации-партнеры, переадресовывать семью или ребенка к необходимым им специалистам. Однако принадлежность к учреждению диагностического профиля или центру помощи детям с девиантным поведением, центру дневного пребывания и т.п. Вынуждает специалистов ограничиваться консультативно-диагностическими функциями и индивидуальной коррекцией, пренебрегая групповыми формами работы как с детьми, так и с родителями. В таких организациях с трудом приживаются родительские клубы и группы поддержки для родителей детей с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии, подгрупповые занятия с детьми, незаменимые с точки зрения их эмоционально-личностного развития и особенно необходимые в свете последующей интеграции.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Происхождение и развитие зависимостей
Президент ассоциации "Исаак" доктор Дарв Смит предлагает следущую модель: ПОЧВА ЗАВИСИМОСТЕЙ Каждый из нас, так или иначе, подвергался оскорблениям, кто - то больше, чем другие. Почва оскорбления приводит к различным чувс ...

Анализ результатов исследования
Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении. По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 27 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следую ...

Исследование специфики сенсорного действия при решении задачи различения
Проблематика изучения сенсорной чувствительности претерпела существенную эволюцию за более чем вековую историю своего существования. Тем не менее, при несомненной значимости таких исследований, в психофизике до сих пор преобладает традици ...