Социально–ориентированный тип личности

Другое о психологии » Адаптация умственно-отсталых детей » Социально–ориентированный тип личности

Дети социально – ориентированного (или комфортного) типа обладают, подобно гармоническому типу, устойчивой структурой личности, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать существующим нормам поведения. Эти дети старательны, добросовестны, имеют высокий уровень школьной мотивации. Все это определяет их направленность на учебную деятельность, как социально одобряемый, социально значимый вид деятельности.

Конфликтная ситуация для них возникает в том случае, если они не справляются с учебной нагрузкой и попадают в число неуспевающих, а значит, в число отверженных. Низкий социальный статус в классном коллективе становится причиной их дезадаптации. Трудности в освоении учебного материала связаны с низким уровнем развития интеллектуальных функций этих детей.

В первую очередь, у них страдает развитие вербального интеллекта. В дошкольном возрасте эти дети имели мало стимула для формирования познавательной сферы, их родители, имеющие, как правило, низкий образовательный уровень, уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению ими всех норм и правил поведения. В результате, дети были рано приучены к самостоятельности, ответственности в принятии решений, привыкли соблюдать все требования взрослых, но при этом родители мало заботились о формировании у них познавательной активности. Однако при поступлении в школу от детей стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школьным нормам.

Дети комфортного типа стремятся, тем не менее, не столько к успешному овладению учебной деятельностью, сколько к социальному поощрению их действий и поступков. Они ждут одобрения со стороны педагогов, похвалы сверстников. Они могут быть удовлетворены невысокой оценкой, если за нее не ругают и не воспринимать ее как несостоятельность ребенка. Сами они доброжелательны, отзывчивы, охотно помогают другим. Подобных реакций они ждут и от окружающих.

Психолого–педагогические рекомендации.

Для детей с комфортным типом личности попадание в новую школьную среду, новую социальную ситуацию является мощным стимулом развития. Чуткое и доброжелательное отношение к ним педагогов помогает им преодолеть возникающие трудности в период адаптации, повышая свой уровень развития. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими детьми эти их положительные качества. Как правило, такие школьники являются хорошими помощниками педагогов в коллективных и практических видах деятельности. Социальные формы взаимодействия всегда вызывают у них положительные эмоции.

Следует помнить, что эти дети очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются ее требованиям. В случае, если дефектной для них стала группа, характеризующаяся нарушениями поведения, они легко могут усвоить нормы этой группы и начать совершать асоциальные поступки. В этой связи необходимо следить за сферой общения этих детей.

Больше по теме:

Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности
Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося пов ...

Место Я личности в возникновении и развитии невроза.
В одних неврозах Я участвует гораздо активнее, чем других; их называют «нарцисстическими неврозами». Одно из отношений Я к своему неврозу настолько очевидно, что его с самого начала можно принять во внимание. Оно, по-видимому, встречается ...

Физиологическое влияние алкоголя на организм
Характер влияния алкоголя на организм человека давно и подробно изучен физиологами и медиками. Что касается подростков, то острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко (1980), к значительным изменениям деятел ...