Понятие об адаптации и самоадаптации

Страница 1

Адаптация психическая – психические явления, выражающиеся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношении со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.

2) оптимизация отношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.

Адаптированость – уровень фактического приспособления к жизни, взаимодействия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен и адоптирован или дисгармоничен и дезадоптирован. ( 3, стр. 132).

Самоадаптация - умение человека самостоятельно приспособится к изменившимся жизненным условиям для удовлетворенности собой и гармоничности.

Адаптация – от латинского adapto – ghbcgjcj, приспособлятся - определяется как приспособление строения и функций организма, его клеточных систем, органов к условиям окружающей среды.

Адаптация человека имеет два аспекта адаптации (часто – биологический и психический. Психологический аспект обозначаемый понятием социальной адаптации) – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей: как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению, общественной группе, трудовому коллективу. Основные проявления психологической адаптации взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность, важнейшим средством его достижения является общее воспитание и образование, а так же трудовая и профессиоанальная подготовка. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития.( 5, стр.3).

Адаптативность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствия между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Проявляется для каждого ребенка и взрослого в открытом и дружественном характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося, в полноценности духовно – нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции - мотивационно – стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико – реабилитационная, коррекционно – компенсаторная. ( 3, стр. 7).

Таким образом, социальная адаптация – постоянный интерес активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодом кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. С понятием «адаптация» тесно связано такое явление как социализация. Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общей деятельности. ( 5, стр.4).

Адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности.

Процесс адаптации ребенка в первые годы его жизни обладает очевидными особенностями. К ним относятся показатели адаптации, адаптированности, а так же факторы, влияющие на процесс адаптации и результат. Детское развитие есть фактический переход от эгоцентрической позиции в психическом развитии ребенка к объективной.

Важной формой адоптивных процессов в этот период являются психологические защитные механизмы – продукт онтогенетического развития и научения, которые действуют, как правило, в рамках неосознаваемой психической деятельности. Эти механизмы развиваются как специфические средства психосоциальной адаптации, они предназначены для «совпадения» с эмоциями в тех случаях, когда опыт индивида сигнализирует ему о вероятных негативных последствиях их переживаниях и непосредственного выражения (З.Фрейд). То ест путь к переживанию лежит через эмоции. Эмоции являются базисным адаптивным паттерном. Однако сами переживания детерменированы внешними по отношению к ребенку факторами, во всяком случае, на первых стадиях онтогенеза. Наиболее важными из них, влияющими на психическое развитие ребенка, является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. Именно в семье человек получает первый опыт психологического взаимодействия. С первых дней своей жизни ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений со взрослыми (родителями, воспитателями в детском саду, родственниками и другими взрослыми). Между ребенком и взрослым складываются межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, к разнообразных переживаний, познавательные и творческие способности. В семье в процессе жизнедействия ребенка с родителями закладываются основы личности – ее потребности и интересы, отношение к себе и другим, закрепляется их относительно устойчивая направленность. Основу психологической адаптации формирует у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. Первый год жизни, а именно период новорожденности – этовремя адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни. В первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальному, ни к инстинктивному поведению. Мать является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Привязанность – как мотивационно – поведенчекая система ( 5, стр. 4 – 5).

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Одной из главных функций семьи является воспитание детей. Семья призвана обеспечить правильную организацию жизни ребёнка. Именно эта роль делает семью необходимым звеном комплексного подхода к воспитательной работе. Семья – это первая об ...

Осознаваемая и неосознаваемая часть психики
Согласно современным представлениям, основанным на работах К.Г. Юнга, психика человека имеет осознаваемую (собственно сознание) и неосознаваемую часть. Первая включает всего лишь около 10% психического материала. Неосознаваемая часть псих ...

Социальные и психологические характеристики рисовальщиков
С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиков специально изучалась лишь одно разновидность граффити – настенная живопись «хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужского пола. Если встречали ...