Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность) характеризуется такими признаками: нежелание учиться, прогуливает занятия, работает только тогда, когда его контролируют или заставляют, избегает учителя; не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых; списывает домашние задания; эгоистичен, враждебен к детям, любит интриги, «нечестный игрок», берет чужие вещи без разрешения; обижает других, любит попугать, пристает к более слабым; скрытен и недоверчив. Способы устранения этих причин: формирование соответствующих социальных норм через включение в группу функционально-ролевого тренинга; коррекцию стиля семейного воспитания; вовлечение в интересную деятельность; организацию успеха в учении.
Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность) характеризуется признаками отсутствия интереса к учебному процессу, «уход в себя»; занятие посторонними делами на уроках, попытки «монополизировать» внимание учителя, постановка негативных вопросов; неустойчивость отношений с одноклассниками, переходящая в конфликтность, изолированность. Наряду с этими — быстрый темп обучения, высокая познавательная активность, оригинальность и самостоятельность суждений; музыкальные, художественные, математические и другие способности. Способы устранения: найти правильный индивидуальный подход к одаренному ученику в соответствии с его способностями; обеспечить изучение определенных школьных дисциплин по разным программам; создать условия для перевода из класса в класс; способствовать посещению секций, кружков, факультативов.
Интеллектуальная недостаточность характеризуется неуспеваемостью по многим предметам, низким объемом знаний и представлений об окружающем мире, бедностью интересов, отсутствие высших потребностей, низкий социальный статус, как правило, неблагоприятная или функциональная несостоятельность семьи. Пути и способы устранения этих причин следующие: консультация у соответствующего специалиста; использование коррекционных программ, направленных на общее развитие ребенка.
Больше по теме:
Функциональные состояния человека
Эмоциональные состояния.
Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизио ...
Характер как стержень душевной жизни
Выдающийся философ И. Кант о характере человека написал следующее: "Сказать о человеке просто, что у него характер - значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызыва ...
Функции восприятия
1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспр ...