Моделирование конфликта на основании структуры и этапов его развития

Другое о психологии » Анализ структуры конфликта » Моделирование конфликта на основании структуры и этапов его развития

Страница 1

Зная структуру конфликта и этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно. В качестве одного из методов, направленных на использование конфликта в позитивных целях, был разработан «конфликт-метод»[9].

В основу «конфликт-метода» положен анализ структуры конфликта а также закономерность этапов развития «естественного» разворачивания и эскалации конфликтной ситуации.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

1. Предконфликтная стадия – нарастание социальной напряженности или формирование конфликта, характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту.

2. Инцидент – конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников.

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным.

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

3. Эскалация конфликта – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

4. Сбалансированное противодействие.

Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров[10].

5. Завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта.

Необходимо различать завершение и разрешение конфликта, это разные понятия. Понятие завершения является более общим и означает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частный случай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия.

6. Послеконфликтная стадия.

Послеконфликтная стадия состоит из 2 фаз:

· частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;

· полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

«Конфликт-метод» – это путь познания и способ построения рациональной деятельности, а также освоения конфликтной действительности, с целью выявления противоречий и минимизации деструктивных элементов в конфликте, перевода конфликта в социально-позитивное русло.

Вводя понятие «конфликт-метод» в арсенал методов профилактики конфликтов, поясним его возможности. Он позволяет:

· выявить основные противоречия между конфликтующими сторонами;

· провести диагностику ситуации на микроуровне;

· в соответствии с полученным материалом отделить «пустую» породу от «ценной»;

· дать необходимые средства и методы работы с этим материалом самим участникам конфликта;

· развивать рефлексивное мышление;

· минимизировать разрушительные последствия;

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Методика для диагностики отношений между детьми
СКАЗКИ ДЮССА (ДЕСПЕРТ) Методики для диагностики отношений между детьми в семье встречаются редко. Между тем в практической работе иногда возникает необходимость в диагностике взаимоотношений сиблингов (братьев и сестер). В статье О.Баран ...

Проблема "Я-концепции" в зарубежной психологии
Есть разные подходы к пониманию Я - концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов: В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя, эти установки имеют разные модал ...

Предмет и объект конфликта
Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьб ...